Бесплатная линия: 8 (800) 200 19 92
Телефон для справок: +7 (495) 231 44 50
Приемная комиссия: +7 (495) 231 44 45

Связаться с нами

Подать заявку

Онлайн заявка на обучение в МНЭПУ:


captcha


Экология


Материалы по экологии10

 Вернуться к списку

Доклад И.А. Сосуновой на XV Всемирном русском народном соборе (25-26-мая 2011)

И.А.Сосунова, доктор социологических наук, проректор Академии МНЭПУ, действительный член Международной академии наук, Академии политической науки и Академии геополитических проблем.

«Экологическо-нравственное поведение в современной России: роль женщины»

Современный мир пронизан острейшими социально-экологическими проблемами, обусловленными социальной практикой. Специфическую часть данной практики в научном сообществе сейчас обычно обозначают предельно широко понимаемым термином «экологическое поведение». В условиях гражданского общества, экологическое поведение – это, прежде всего, форма превращения социально-экологических интересов различных социально-демографических и профессиональных групп в реальные действия по отношению к значимым социально-экологическим проблемам, объектам и субъектам влияния на окружающую среду.

 На практике под экологическим поведением часто понимается деятельность граждан и их объединений, стремящихся влиять на государственную экологическую политику, решение актуальных экологических (социально-экологических) проблем, природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов и т.п., а также непосредственное воздействие со стороны социальных субъектов (личностей, социальных слоев и групп, населения  в целом, корпораций и т.п.) на экосистемы.

Типичными примерами конкретных актов экологического поведения являются на сегодня:

  • участие граждан и их объединений в общественных слушаниях по проектам строительства и реконструкции различных объектов, существенно влияющих на окружающую среду, например, развитие нефтедобычи на о. Сахалин;
  • реализация прав на обращение в органы власти;
  • митинги, пикеты, например, по поводу Химкинского леса;
  • информационные кампании;
  • судебная защита права на благоприятную окружающую среду;
  • производственная и иная деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду (как негативным, так и позитивным);
  • активность органов власти в сфере природоохраны;
  • добровольное ограничение потребления; например, воды или электроэнергии;
  • бойкот конкретных товаров или услуг по соображениям экологической морали ( например, продуктов с ГМО и т.п.)

Совершенно очевидно, что экологическая деятельность как таковая вплетена в ткань гражданского общества, которое само небезгрешно в области взаимоотношений с окружающей средой.

Так, современное состояние экологического поведения основной массы населения России определяется следующими основными факторами:

  • незавершенностью формирования у значительных групп населения экологического сознания (налицо недостаток знаний, низкий уровень информированности об экологической ситуации различного уровня и т.д.);
  • «ценностными разломами» в трансформирующемся обществе в условиях глобализационных процессов;
  • необходимостью коренных изменений в мировоззрении, как масс населения, так и лиц, принимающих решения; членов научно-экспертного сообщества и др., заключающихся, прежде всего, в замене «технологического императива» «экологическим»;
  • слабым регулятивным действием экологической морали, фактически нуждающейся в формировании (в сфере экологических проблем мораль предполагает, в первую очередь, осознание людьми общественно необходимого типа поведения по отношению к природе и его реализацию в свободных действиях , основанных на убеждениях и общественном мнении);
  • незакрепленностью в повседневной практике экологических образцов поведения (результаты социологических исследований показывают  отсутствие экологичического компонента в корпоративной культуре отечественных предприятий и организаций);
  • незавершенностью формирования институализированной системы реализации социально-экологических интересов;
  • несовершенством и неэффективностью системы социального  контроля экологического поведения, в т.ч. в  правовой сфере и т.д.

Необходимо подчеркнуть одно принципиально важное обстоятельство: в условиях сложно  дифференцированного, стратифицированного общества неизбежно наблюдается многовариантность формирования экологического поведения отдельных групп (социальных, социально-профессиональных, различных групп интересов и т.п.), вплоть до выбора абсолютно разнонаправленных действий [1].

Как представляется, причина нынешнего состояния экологического поведения граждан совсем не только в недостатке экологических знаний. Все становится достаточно понятным, если принять парадигму комплементарности (дополнительности) социально-экологических интересов относительно множества социальных и духовных интересов и приоритетов.

Большую пищу для размышлений дают в этом отношении опубликованные в прессе результаты опроса, проведенного в последние недели в Японии, несомненно, переживающей сейчас пик радиофобии. 80% респондентов в условиях продолжающейся крайне опасной аварийной ситуации на АЭС «Фукусима-1» считают атомную энергетику опасной, но при этом, по мнению половины опрошенных, Японии без нее и в будущем не обойтись.

Таким образом, экологическое поведение созидает социально-экологическую ситуацию в условиях переплетения и конфликта интересов, научной неопределенности, проявлений группового эгоизма и т.п. При этом нельзя не отметить асимметрию экологического поведения – «экологический нейтралитет» не возможен, закрывать глаза на социально-экологические проблемы – значит провоцировать их обострение, вступать в прямой конфликт с православной этикой.

Тем важнее в такой ситуации роль нравственных критериев оценки экологического поведения, диктующих представления о должном и допустимом. В широком смысле это обстоятельство выражается в неизбежном присутствии в экологическом поведении, говоря словами известного русского философа И.А.Ильина, духовности инстинкта, не сводимой к социальной доминанте.

При этом нравственный подход к экологическому поведению демонстрируют, в первую очередь, женщины. Как свидетельствуют результаты последних социологических исследований, выполненных при поддержке РГНФ, женщины заметно эмоциональнее мужчин переживают негативное влияние природы на человека и человека на природу (разница соответствующих долей по группам респондентов-мужчин и женщин достигает в ряде случаев примерно 20%). По-видимому, женщинам явно более свойственна тревожность, обеспокоенность благополучием и здоровьем окружающих, эмпатия (сопереживание), одушевление природных объектов.

Несомненно, женщина выступает распространителем нравственного подхода к экологическому поведению в семейном воспитании и т.д. Однако, нельзя не упомянуть и одно новое обстоятельство, связанное с ростом влияния профессиональной принадлежности на стратификационные процессы, дифференциацию социальных общностей, позиционирование по отношению к актуальным социальным и социально-экологическим проблемам.  При этом в современной России существуют специфически женские социально-профессиональные группы: работники здравоохранения (80% женщин), образования (80%), торговли и общественного питания (60%) и т.д. В этих условиях роль женщин как носителей нравственных начал в сфере экологии может проявиться совершенно неожиданно и весьма существенно.

В заключение хотелось бы отметить, что «особые отношения» между женщинами и экологией, женщинами и экологической моралью и т.п. в той или иной степени отражаются во многих современных социологических концепциях, вплоть до политизированной доктрины экофеминизма, прямо обусловливающей разрешение экологических проблем ликвидацией гендерной асимметрии.

 

Литература
1. Сосунова И.А. Методология и методы современной социальной экологии. М., 2010
2. Рыбакова М.В. Современная социальная экологическая практика. М., 2006
3. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994
4. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие. М., 2009


[1] Сосунова И.А. Актуальные проблемы социальной экологии и экосоциологии. М., 2009; Рыбакова М.В. Современная социальная экологическая практика. М., 2006 и др.