Бесплатная линия: 8 (800) 200 19 92
Телефон для справок: +7 (495) 231 44 50
Приемная комиссия: +7 (495) 231 44 45

Связаться с нами

Подать заявку

Онлайн заявка на обучение в МНЭПУ:


captcha


Научные конференции


Научные конференции163

 Вернуться к списку

Экологическое образование для устойчивого развития: безопасность и культура

30 июня 2016 г. состоялась XXII Международная научно-практическая конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: безопасность и культура». Организаторами конференции выступили Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского, Академия МНЭПУ, Межрегиональная экологическая организация «ГРИНЛАЙТ», Российский Зелёный Крест, Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М. Федоровского.

Руководство Академия МНЭПУ в лице ректора С.С. Степанова, директора Института политологии и экологии В.Н. Петрищева, директора Института права Е.Г. Багреевой, заведующего кафедрой экологии Академии МНЭПУ Ю.В. Михайлова, заведующего кафедрой Международного, славянского и экологического права Академии МНЭПУ, председателя Региональной общественной организации «Объединение сербов» Б. Митровича, приняло участие в XXII Международной научно-практической конференции.

В приветственном слове президент Межрегиональной экологической общественной организации « Российский Зеленый Крест» С.И. Барановский рассказал об основных итогах работы конференции с 1994 г.. Он особо подчеркнул, что «ни одна общественная организация не может позволить себе ежегодно проводить столь представительные научные собрания» и выразил особую благодарность ректору МНЭПУ С.С. Степанову и президенту Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского В.А. Грачеву.

С.С. Степанов поблагодарил С.И. Барановского, главного идейного вдохновителя Российского Зеленого Креста и данной конференции, который всегда уделял большое внимание экологическому образованию. Ректор МНЭПУ напомнил, что 2017 год объявлен годом экологии в России, а также мы отмечаем 100-летие со дня рождения выдающегося ученого и основателя МНЭПУ Н.Н. Моисеева. В качестве практического примера сотрудничества экологов России и Донбасса, ректор МНЭПУ рассказал о работе Международной научно-практической конференции «Экологическая ситуация в Донбассе: проблемы безопасности и рекультивации повреждённых территорий для их экономического возрождения», организованной Министерством образования и науки ДНР, Министерством агропромышленной политики и продовольствия ДНР и Академией МНЭПУ, которая состоялась 12-13 февраля 2016 г. в Донецке.

С.С. Степанов отметил, что с каждым годом растет необходимость актуализировать внимание к вопросам экологии, пересмотреть отношение к экологическому образованию и экологической осведомленности, поднять на новый уровень экологическую компетентность граждан, в общем и профессиональном образовании.

Планерное заседание продолжилось докладом «Экологический смысл культуры» директора Института глобализации и устойчивого развития Академии МНЭПУ, д.ф.н. Н.М. Мамедова. «Необходимым фактором становления человека, его адаптации к природной и социальной среде является культура. Ориентация на формирование культуры устойчивого развития подтверждает общий экологический смысл культуры, поскольку без новой культуры, человечество обречено на деградацию и глобальный кризис», - полагает профессор.

Экологический императив технологического развития России был рассмотрен в докладе профессора, д.т.н., заведующего Кафедрой управления природопользованием и экологической безопасностью Института отраслевого менеджмента Государственного университета управления Я. Д. Вишнякова. «Рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности Российской Федерации обозначены как необходимые компоненты обеспечения национальной безопасности»- полагает Я.Д. Вишняков. Докладчик подчеркнул важность консолидации усилий образовательного сообщества в целях развития актуальных направлений эколого-ориентированного образования в РФ.

Интересный доклад о значении инвестиций в человеческий капитал представила доцент Минского государственного лингвистического университета Г.В. Вержибок. Она убедительно доказала, что для решения проблем управления рисками, обеспечения безопасности образовательной среды и здоровья субъектов профессиональной деятельности накоплению человеческого капитала следует отдать главный приоритет.

О роли кафедры ЮНЕСКО, как глобального инструмента экологического образования для устойчивого развития, безопасности и культуры, рассказал профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Н.Саямов.

После перерыва работа продолжилась по направлениям: «Экологическое образование для устойчивого развития в высшей школе», «Экологическое образование для устойчивого развития в общем о дошкольном образовании», «Экологическое образование для устойчивого развития в дополнительном образовании обучающихся, системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров».

По итогам работы секций все участники пришли к следующим выводам.

Два вида деятельности - воспитание и образование - демонстрируются как способы повышения экологической культуры.

В наши дни требуется экологизация всей системы образования и воспитания. Проникновение современных экологических идей и ценностей во все сферы общества. Только через экологизацию всей общественной жизни можно спасти человечество от экологической катастрофы.

Для формирования экологической компетентности необходимо постоянное информирование об экологических процессах, влиянии человека на изменения в единстве «природа-общество-человек», об экологических катастрофах и изменениях климата на планете; научное объяснение химических, физических процессов в природе; выделение процессов человеческой деятельности для удовлетворения всевозрастающих потребностей человека, использования им природных ресурсов и накопления отходов при данной деятельности; организация природоохранной деятельности и воспитание экологической культуры; совершенствование научно-исследовательской, проектной форм работы.

Важной составляющей образовательного процесса должно стать преподавание дисциплин эколого-правового характера как средства формирования экологической культуры и ликвидации пробелов экологических знаний.