Бесплатная линия: 8 (800) 200 19 92
Телефон для справок: +7 (495) 231 44 50
Приемная комиссия: +7 (495) 231 44 45

Связаться с нами

Подать заявку

Онлайн заявка на обучение в МНЭПУ:


captcha


Книги




С.С. Степанов, И.Н. Чечулина «Оценка уровня учебных достижений на основе тестирования». Часть I. Программно-дидактические тесты: разработка тестовых материалов, проверка знаний, проведение аттестационных испытаний

Нет ничего труднее, опаснее и неопределен нее, чем руководить введением нового порядка вещей...
Н. Макиавелли

ОТ АВТОРОВ

Развитие и становление прикладной науки — тестологии — диктуется характерными особенностями современной российской научной и образовав тельной среды. Колоссальный потенциал знаний и методов, накопленный поколениями лучших представителей отечественной научной, педагогической школы, используя возможности, предоставляемые текущим уровнем развития информатики и программирования, определяет в настоящее время качественные преобразования многих традиционных форм учебного процесса. Особенно плодотворным, эффективным пересечением интересов таких двух различных областей человеческой деятельности оказалось для тех этапов образовательного процесса, где предусматривается оценка знаний. Самостоятельная работа, самообучение, открытое образование, обучение с использованием дистанционных технологий, оценка уровня учебных достижений студентов при аттестации вузов — это те сферы образования, где востребованы инновации.

Многочисленные опасения опытных педагогов традиционной школы, что современные образовательные технологии значительно сужают их роль в учебном процессе, оказались напрасными. Напротив, роль личности преподавателя, его знаниевый, творческий потенции, являясь непреходящей ценностью, оказались в современном обществе как никогда востребованными. На протяжении всей истории существования различных цивилизаций справедливым остается определение, что творческую личность может воспитать только творческая личность.

Массовый характер, который принимает образование во всем мире, с необходимостью предполагает наличие технологий массовых проверок знаний.

В нашей стране внедрение технологий оценки знаний потребовало мобилизации значительных усилий организационного, интеллектуального потенциала Минобразования РФ и тех образовательных учреждений, в которых складывается среда поддержки развития инноваций.

Следует отметить, что преобразования такого масштаба носят поистине реформаторский характер и объективно встречают на своем пути множество различного рода преград.

С целью обеспечения качества массовых проверок знаний, умений, навыков обучаемого, надежности используемой методологии при больших объемах работ современные информационные технологии предлагают унифицированные, стандартизированные процедуры на базе компьютерной техники.

Важным прикладным преимуществом является также то, что с преподавателя снимается рутинная работа по опросу студентов, оставляя больше времени и сил для индивидуального подхода, выявляющего резервы личности обучаемого.

Наиболее ответственной, длительной по времени и сложной задачей иного процесса оказывается подготовка исходных данных для оценки уровня учебных достижений, банков программно-дидактических тестовых заданий. По сути, это является попыткой приблизиться к воплощению в стандартизированной форме как можно большего числа содержательных компонентов учебной дисциплины. Обобщая с точки зрения философии, можно представить эту задачу как процесс материализации духовного в культурных формах унифицированных структур.

Не секрет, что существует способ построений публикаций по принципу залегания полезных ископаемых в недрах земной коры: массивные пласты пустой породы чередуются с тонкими пластами ценного минерала. Авторы, сознательно стремясь избежать такого подхода к формированию материала, изложили его в максимально сжатом, и рафинированном виде, делая акценты только на самых важных и необходимых, на их взгляд, ком­понентах прикладных аспектов.

Мировые тенденции развития прикладного значения научных результатов таковы, что в течение последних двух столетий они последовательно находили свое применение в промышленности, политике и т.д., вторгаясь в технологии одной из наиболее консервативных областей человеческой деятельности—образования. В последние десятилетия новейшие научные достижения буквально преобразили повседневную жизнь. Они непосредственно влияют на социально-экономическое развитие, благосостояние общества, на отношения с окружающей средой, качество жизни. Реалиями стали сюжеты научной фантастики — ПК, Интернет, мобильный телефон. Результаты научных изысканий превращаются в реальность современных образовательных технологий. И политики, и экономисты признают, что для развития общества и экономического роста актуальным ключевым звеном становятся новые технологии, построенные на новых идеях и новых знаниях.

Профессорско-преподавательский состав МНЭПУ, проф. С.Н. Смирнов, проф. Г. П. Иванова, проф. В. В. Дёжкин, проф. МНЭПУ Е. В. Гурова, доц. П. В. Гребенникова, доц. Т.С. Леей, ст. преп. Л. В. Алексеева, преп. О.Ю. Спиридонова, доц. МНЭПУ В. М. Хаимова, доц. МНЭПУ С.А. Ножевников, ст. преп. И. С. Турчанинова, преп. Л. И. Климова, доц. МНЭПУ Л. В. Попова, ст. преп. А.А. Казакова, доц. МНЭПУ Н.А. Галактионова, доц. МНЭПУ О. Г. Санин, проф. МНЭПУ В. В. Буринский внесли сущест­венный вклад в создание и корректирование банков данных дидактического тестового материала по дисциплинам учебного плана МНЭПУ и отработку технологий тестирования.

Глубокую благодарность авторы выражают старшему методисту УМО Н.М. Данич за предоставленные методические материалы и квалифициро­ванное консультирование.

Под руководством зав. отделом развития телекоммуникационных систем. МНЭПУ С. Е. Волкова усовершенствована и внедрена система локальной вычислительной сети и единого сервера, обеспечивающая синхронную работу адаптивной среды тестирования в нескольких компьютерных классах.

Проректоры МНЭПУ Л. К. Жигунова, Л. В. Подколзина, В.П. Хлопиков оказывали всестороннюю помощь и понимание в работе по совершенствованию технологий программно-дидактического тестирования школьников, абитуриентов и студентов МНЭПУ.

Неоценимый вклад в развитие и становление процесса программно-дидактического тестирования в МНЭПУ, внедрение среды ACT внесли проф. В.И. Васильев, Т.Н. Тягунова.

Авторы выражают искреннюю признательность ректору МНЭПУ С.А. Степанову за постоянную моральную поддержку в процессе проведения работ в области тестологии и работы над рукописью.

С. С. Степанов 
И.Н. Чечулина