Бесплатная линия: 8 (800) 200 19 92
Телефон для справок: +7 (495) 231 44 50
Приемная комиссия: +7 (495) 231 44 45

Связаться с нами

Подать заявку

Онлайн заявка на обучение в МНЭПУ:


captcha


Статьи




Залиханов М.Ч., Степанов С.А. ПО ЧЕМ СЕГОДНЯ НЕДРА ? Некоторые размышления после парламентских слушаний


Материал к статье

для «Независимой газеты»

ПО ЧЕМ СЕГОДНЯ НЕДРА ?

 Некоторые размышления после парламентских слушаний

Залиханов М.Ч.,Степанов С.А.

Состоявшиеся недавно парламентские слушания «Совершенствование правового регулирования в сфере недропользования» показали множество проблем в законодательном обеспечении сохранности и рационального использования природных ресурсов страны. Особую тревогу у законодателей вызывают вопросы промышленной и экологической безопасности при недропользовании в связи с высокими рисками возникновения крупных аварий в угольной отрасли, а также в нефтегазодобыче, сопровождающейся разливами нефти на почве на значительных территориях, снижение объемов геологоразведочных работ по твердым полезным ископаемым (уголь, металлы), наконец, недостатки правового регулирования в недропользовании.

 Амбиции и дефиниции

Сама по себе тема комплексного анализа отечественного законодательства о недрах и эффективном использовании природных ресурсов и путях его совершенствования – хорошая заявка организаторов слушаний на предстоящие парламентские выборы и эффектный жест – пожелание будущему составу Государственной Думы: как радеть о природных ресурсах в последующие годы ее работы.

 Вместе с тем выявилось: как законодатели допускают неоднозначное толкование утилизации отходов – актуальное для нашей страны направление природоохраннойи природно-ресурсной деятельности, так и в недропользовании, как показали состоявшиеся слушания, у законодателей нет четкого понимания, того что «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (в соответствии с Конституцией РФ) и для разных слоев населения блага от их использования достаются по разной цене. И не смотря на это Основной закон страны обязывает «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

 Организаторы слушаний повторяли как мантры, что природные ресурсы и недра – принадлежат народу, - видимо под впечатлением воспоминаний о конституциях советского периода, в которых, увы, нет такой конституционной нормы: «Земля, ее недра, воды, леса, … являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием (Конституция СССР от 1936г.); «В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса…Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности» (Конституция СССР от 1977г.). По неоднозначной истории советского периода известно, что понятие государственная, социалистическая или общенародная собственность не тождественно определению «собственность народа».

Да, Россия обладает огромными природными ресурсами, которые могли бы стать прочным фундаментом для устойчивого развития экономики и привлекательны для международного сотрудничества. В недрах нашей страны сосредоточены четверть разведанных мировых запасов природного газа, десятая часть запасов нефти, треть запасов алмазов, пятая часть запасов угля и калийных солей. Россия лидирует по добыче некоторых ископаемых и занимает второе место в мире по добыче нефти и газа, шестое – по добыче угля. Благодаря этому Россия занимает третье место в мире по объему энергоресурсов, доля отраслей ТЭК в объеме экспорта составляет 70 процентов, а нефтегазовые доходы федерального бюджета 2016 г. составят 6 трлн. руб. или 44 процента всех доходов бюджета.

Также как и в богатейшей природными ресурсами стране мира СССР, а ныне Российской Федерации эти ресурсы так и не стали источником «богатства и могущества Родины…, зажиточной и культурной жизни всех трудящихся» ( Конституции СССР от 1936г.), российский народ фактически отчужден от недр и природных ресурсов в связи с чем, академик Д.С.Львов в девяностые годы прошлого столетия настаивал на необходимости введения природной ренты, которая бы шла на благосостояние нынешнего и будущих поколений российского народа.

Экономика страны вот уже четверть века, по мнению советника академика С.Глазьева, «функционирует в режиме суженного воспроизводства, не смотря на имеющиеся возможности трансформации накапливаемых сбережений в инвестиции и конвертации гигантской природной ренты в технологическое развитие» (Глазьев С. Украинская катастрофа: от американской агрессии к мирвой войне? («коллекция изборского клуба»). – М.: Книжный мир, 2015. – 352с. С. 49)

Увы, эта ключевая тема не была затронута на слушаниях. В докладе и выступлениях возобладали темы обеспечительного характера в правовых отношениях недропользователей (нефтегазовых и др. компаний и монополий) и государственных контрольных органов. Даже напоминание выступавшему депутату о трети населения страны, не имеющего доступа к газу, ежегодном ухудшении качества питьевой воды и сокращении централизованного водоснабжения, а также постоянном росте цен на потребительское автомобильное топливо не подвигло народного избранника обратиться к главной проблеме - как извлекаемые из недр природные запасы, а также земля, леса, водные ресурсы используются для создания условий повышения уровня жизни российского народа.

 Еще академик Н.Н.Моисеев, будучи руководителем экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по оценке и анализу кризисных ситуаций, подчеркивал в своих многочисленных публикациях, что только реальная забота о благополучии народа, способна «объединить Россию, вдохнуть в ее народ ту энергию, которая необходима для выхода из смутного времени» [4].

 Природный дебет и кредит не в пользу народа

 В недавно опубликованном композитном индексе условий достойной жизни и свободного развития человека (КИДР)* указано, что Россия занимает 144 место в мире, уступая даже республикам бывшего СССР и странам, входившим в блок социалистического лагеря. Наиболее тяжелые показатели, тянущие нашу страну на нижние строчки мирового рейтинга – коэффициент Джини (степень материального расслоения общества)**, уровень смертности, индекс экологической эффективности и, наконец, индекс восприятия коррупции. Каждый из этих показателей заслуживает отдельного критического анализа. Здесь же мы рассмотрим их с позиций энвайронментальных (влияние окружающей среды на благополучие российских граждан) и доступности природных ресурсов, обеспечивающих благополучие и комфортность проживания людей в самой большой по площади стране мира.

Занимая 13 процентов Земли, Россия имеет 35 процентов мировых запасов природных ресурсов, обеспеченность которыми несопоставима ни с одной страной. Вместе с тем потребление их в расчете на каждого жителя России в 6 раз ниже, чем в США, вдвое ниже стран Западной Европы, Канады, Японии. При этом в России живет всего 3 процента населения Земли (Природно-ресурсные ведомости…,2014г.).

 Экологическое неблагополучие страны – запредельное превышение допустимых норм загрязнения воздуха в крупнейших городах страны, критическое ухудшение качества питьевой воды в ряде ее регионов, отсутствие современных очистных сооружений в коммунальном хозяйстве большинства регионов и разрастание легальных и несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов по всей территории России (107 место в международном рейтинге по экологической эффективности, 2013г.) сопровождается неравномерным распределением доходов от недропользования и недоступностью к природным ресурсам значительной части населения, что приводит к усилению имущественного неравенства в стране.

Возникает вопрос: а что имеет народ России от ее богатых недр и природных ресурсов, какова их стоимость для народа?

 В связи с этим прессе и социальных сетях регулярно обсуждается проблема о незаслуженно высоких доходах менеджмента нефтегазовых компаний, которые в немалой степени увеличивают разрыв между самыми бедными и самыми богатыми гражданами страны.

 

 Публикации на это тему усилились в прессе после того, как в марте 2015 года правительство разрешило топ-менеджерам подконтрольных государству коммерческих структур не раскрывать свои доходы. В частности, речь шла о руководителях: РЖД - В.Якунине, «Газпрома» - А.Миллере и «Роснефти»- И.Сечине. Правительство страны своим постановлением №276 изменило порядок публикации таких сведений, освободив от этих обязанностей руководителей 23 открытых акционерных обществ и членов их семей. Публиковать данные теперь должны лишь руководители, их заместители и главные бухгалтеры компаний, на 100 процентов принадлежащих государству, чье руководство назначается правительством.

 ( «Роснефть» раскрыла ежемесячный оклад Сечина . http://lenta.ru/news/2015/05/05/sechin/ Дата обращения 05.05.2015) Структура собственников крупнейших отечественных корпораций показывает, куда уходит большая часть доходов. Так, в «Роснефти» - третьем после «Газпрома» и «Новатэка» производителе газа и крупнейшем в мире публичном предприятии по объему производства нефти (суточная добыча в 2015г. нефти и газа составляли 563 тыс. тонн и 147 млн.куб.м., соответственно) основным акционером (69,5 %) является государство, 19,75 % - ВР, оставшиеся 10,75 % - в свободном обращении.

При уровне капитализации «Газпрома» в 66,5 трилл.руб. –крупнейшей государственной компании России (около пяти годовых доходов бюджета Российской Федерации) – (Активы под управлением государства http://lenta.ru/news/2013/02/07/handred Дата обращения: 2.07.2016г.) идет ежегодное существенное увеличение зарплат, премий и льгот менеджерам компании (только в 2013 году –вдвое) при одновременном увеличении стоимости газа на внутреннем рынке.

Государство подает пример расточительности, устанавливая руководителям госкомпаний несоразмерные с экономической отдачей деятельности этих компаний. Об этом красноречиво говорит среднее ежемесячное вознаграждение топ-менеджерам 7 ведущих государственных компаний, в руб. (2014 г.)

 (Редичкина К. Топ-менеджеры, умерьте аппетит! Законодатели предлагают контролировать финансы российских компаний с государственным участием.//Парламентская газета, 25-31 марта 2016г., с. 14)

 Отметим, что монопольное положение «Газпрома» в стране сдерживает участие других производителей газа таких как «Новатэк», «Роснефть» и др. компаний в обеспечении газом на конкурентной основе, и препятствует трети населения страны пользоваться газом как природным ресурсом, повышающим качество жизни*. При этом доля «Газпрома» на внутреннем рынке постоянно снижается и сегодня составляет 10%. За период с 2005г.по 2015 год Газпром довел уровень газификации до 66,2 процентов - по стране, в.т.ч. на селе – 56 процентов, т.е. по 1,3. процента в год. Если в годовом отчете концерна указывалось, что в 2005–2009 гг. компания направляла ежегодно на газификацию российских регионов 90 млрд. руб., что позволило несколько увеличить долю газификации страны, то в последние годы направляет всего лишь 25 млрд. руб.,( Латухина К. План «Посейдона»//Российская газета, 1 марта 2016г. с.2), что для страны означает унизительно маленькие расходы, которые проблему газификации не решают. При таких темпах страна будет полностью газифицирована только через четверть века. Таким образом, нынешние руководители страны задачу полной газификации страны, а значит, качественное улучшение жизни ее населения перекладывают на плечи будущих поколений. Одна из существенных причин такого положения, на наш взгляд, - неэффективная работа менеджмента государственной компании под названием «национальное достояние России», которая оборачивается для рядовых налогоплательщиков неимоверными затратами и сложностями в подключении к газовой трубе. Например, чтобы подвести и подключить газоснабжение хотя бы в Подмосковье, газоснабжающие организации требуют порой за подведение к населенному пункту газовой магистрали до 40 тыс. долларов, а за подключение газа к семье сумма доходит до 1,5–2,0 тыс. долларов [Куликов, 2010]. И это при том, что как утверждает заместитель главы «Газпрома» А.Медведев затраты компании «в сфере добычи и транспортировки, маркетинга самые низкие. У нас запас прочности очень большой» ( Сергеев М. В «Газпроме» отказываются от ценовой войны с США»//НГ,06.06.2016г. ).

Газоснабжающие организации требуют порой за подведение к населенному пункту газовой магистрали до 40 тыс. долларов, а за подключение газа к семье сумма доходит до 1,5–2,0 тыс. долларов [Куликов, 2010]. И это при том, что как утверждает заместитель главы «Газпрома» А.Медведев затраты компании «в сфере добычи и транспортировки, маркетинга самые низкие. У нас запас прочности очень большой» ( Сергеев М. В «Газпроме» отказываются от ценовой войны с США»//НГ,06.06.2016г. ).

Таким образом, «газовая труба» и все связанные с ней блага цивилизации остаются пока для значительного количества населения, особенно проживающего в глубинке, и тем более пенсионеров, недоступной роскошью.

В результате такой политики в России, являющейся одним из самых крупных в мире импортером газа и нефти, при сравнении по паритету покупательной способности цены на электроэнергию и бензин, по отношению к базисной стоимости (хлеб, квартплата, транспорт) и к стандартной корзине товаров выше, чем в США, и ряда европейских стран [Субботин, 2014].

Стоимость бензина и средний уровень доходов населения в некоторых нефтедобывающих странах (в рублях) в 2013 г. [Субботин, 2014]

 

«Почему в нашей стране, - задается вопросом Депутат Государственной Думы от Ярославской области А.Н.Грешневиков, - цены на солярку поднимают накануне посевных работ и взвинчивают их до такого потолка, что аграрникам невыгодно выращивать зерно и овощи? Почему наши бизнесмены продают минеральные удобрения загранице дешевле, чем собственным отечественным сельхозпроизводителям?» ( Грешневиков А.Н. Вот приедет в деревню барин. –Рыбинск: Рыбинское подворье, 2014. – 368с..С.62.

Жители крупнейшей нефтедобывающей страны поставлены в условия, унижающие достоинство ее граждан, когда 59% доходов от продажи автомобильного топлива изымает государство. В структуре стоимости одного литра бензина (АИ-95) себестоимость добычи нефти – 6,6%, расходы на переработку – 1,3%, расходы на транспорт и маркетинг – 16,8%, прибыль нефтяных компаний –10,1%, прибыль и доходы заправок – 6,2%; остальное – это налоги: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – 26,4%, акциз – 11,9%, НДС – 15,4%, налог на прибыль –5,3% [Субботин, 2014]. В целом же доходы от продажи нефти и полезных ископаемых после налоговых вычетов на 85 процентов принадлежат частным лицам. (Парламентская газета, 12-18 февраля 2016г.,с.12)

Интересный факт: на очередном совещании у губернатора дальнвосточного региона по вопросу об огромной задолженности коммунальщиков области за электроэнергию перед поставщиками электричества обнаружилось, что долг этой области меньше месячной зарплаты руководителя местных энергосетей (!).

На огромное неравенство в доходах населения в России указывается в исследовании Global Wealth Report 2013, опубликованном на сайте международной финансовой корпорации Credit Suisse Group: 110 российских миллиардеров контролируют 35% всех активов страны. Эксперты этой международной корпорации заключили: «Во время переходного периода были надежды на то, что Россия будет преобразована в высокодоходную экономику с высококвалифицированными работниками и сильными программами социальной защиты, унаследованными от советских времен. На практике получилась почти пародия». (Цитир. По: Евгений Примаков: «В экономическом кризисе в России виновато правительство неолибералов» HTTP:// me-forum/media/news/2165/ Дата обращения: 25.01.2014г.)

 В связи с этим следует подчеркнуть, что в зарубежных странах с ростом ВВП, но большим имущественным неравенством бедная часть населения не чувствует улучшения благосостояния, т.к. наработанные этим населением материальные и культурные ценности, распределяются государством в основном в пользу богатейшего меньшинства. В то же время при низком уровне неравенства благосостояние растет у всех слоев населения, но выражается не в деньгах, а в улучшении условий жизни: инфраструктуре, доступе к образованию и здравоохранению»(Д.Медведев) -(НГ,19.01.2016г. ).

Директивное отставание или «золотые пуговицы» на драном кафтане чиновной безответственности

 Как известно нынешнее экономическое и технологическое отставание России усугубляется экспортно-сырьевой направленностью экономики. Но нефть больше не правит миром – об этом говорилось на недавнем Петербургском международном экономическом форуме. На Московском же экономическом форуме в 2016 году заговорили о пространственной экономике, т.е. тех экономических направлениях развития, которые бы давали России конкурентные преимущества, учитывая ее обширные территории – 11 часовых поясов, разнообразие климатических условий, своеобразных, неповторимых природных ландшафтах, позволяющих мощно развивать туризм и отельный бизнес, курортное лечение мирового уровня.

 Наши руководители страны опять же как мантры повторяют о необходимости «модернизации страны»(Медведев, 2009г.). ( Д.А.Медведев. Вперед, Россия!, 2009), «Только изменив структуру экономики, мы сможем решать масштабные задачи…повышать качество и уровень жизни миллионов наших людей» (Путин В., 2015г.). (Путин В.В. Мы не имеем права быть уязвимыми. Послание Президента РФ Государственной Думе. //Российская газета , 4 декабря 2015г. Эти актуальные заявления превращаются в декларации и девальвируются, о чем говорит анализ причин хронического невыполнения правительством страны антикризисных планов в 2015-2016гг., Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, множества целевых федеральных программ, в т.ч. по развитию транспортной инфраструктуры и переселению населения из ветхого и аварийного жилья. Этот анализ также указывает на то, что в планах и намерениях федеральных и субъектов РФ законодательных и исполнительных властей отсутствуют стержневые цели и намерения.

Напрашивается вывод о том, что у правительства нет стратегической, целенаправленной политики, отсутствует системность в его деятельности. Правительство отказалось от бюджетного правила - краеугольного камня устойчивого развития страны, регламентирующего порядок перераспределения нефтяных сверхдоходов между текущими расходами и наполнением Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и направляет сегодня даже доходы от управления этими фондами (85 млрд.руб.) на бюджетные расходы. (Маркелов Р. Деньги ищут выход. //Российская газета, от 6.11.2015г.).

 К тому же сверхдоходы от углеродных запасов страны конвертируются и вкладываются в казначейские облигации США (так, по мнению руководства страны, надежнее сохранить валютные резервы) и работают на экономику США, а не на развитие отечественной экономики.

 Возникают в связи с этим вопросы. Почему берем инвестиции под 5 процентов, а вкладываем свои под 1 процент? Зачем Россия занимает дорогие деньги, когда в резервах сотни миллиардов долларов? Почему занимаем деньги за границей, а не у собственного населения с накоплениями в несколько годовых бюджетов страны?

 Таким образом, резервы страны, формирующиеся за счет природных ресурсов и предназначенные для решения задач повышения уровня и качества жизни всех граждан страны распыляются на текущие бюджетные расходы - как следствие непродуманной и нецелеустремленной деятельности высших эшелонов исполнительной власти России.

 Одним из ярких примеров непродуманности в использовании главного природного ресурса – российской земли является неподготовленная инфраструктурно и финансово – безвозмездная передача жителям нашей страны 1 га дальневосточной земли с целью привлечения граждан на постоянное место жительства в Дальневосточном федеральном округе.

 Для того, чтобы обживаться на новом месте нужны не только законы и благостные решения правительств на федеральном и местном уровнях, но и доброжелательное отношение к переселенцам местных жителей и чиновников, на что в условиях отсутствия дорожной и самой необходимой социальной (школы, больницы) инфраструктуры рассчитывать не приходится*. А это обрекает в целом своевременный проект, на провальное положения прежней государственной программы по переселению в Россию наших соотечественников, оставшихся после распада СССР за рубежами Российской Федерации.

_____________________

 Природные ресурсы, увеличивающиеся трудности и затраты по их разработке заставляют думать и активно действовать в области использования наилучших доступных технологий, а в целом перед страной стоит задача подключения к мировой технологической революции.

 В связи с этим неожиданным для международного и отечественного бизнеса стало недавнее заявление вице-премьера А.Дворковича на Петербургском международном экономическом форуме - 2016 о том, что Россия начнет развивать альтернативную энергетику (имелось в виду ветровую и солнечную как составные части возобновляемых источников энергии - ВИЭ) позже (!). «Мы просто ждем, пока технологии станут более дешевыми,— продолжил вице-премьер.— Зачем торопиться, лучше платить более низкую цену, развивать эти технологии, инвестировать в них и потом платить более низкую цену на их внедрение, чтобы потребители не страдали, а пользовались лучшим, что уже создано в мире»*.Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3017235

 Сегодня из всей производимой в России энергии на долю ВИЭ приходится около двух процентов. К 2020 году, по плану правительства, этот показатель должен увеличиться до 4,5 процента. А в остальном мире будет уже 40 процентов.

Пока федеральные чиновники подсчитывают убытки будущего технологического рывка России в ее провинциальных центрах идут своим путем. Так, несмотря на экономические трудности, солнечная, ветровая, геотермальная энергетика на Дальнем Востоке активно развивается. Сегодня на Камчатке 40 процентов потребляемой энергии вырабатывается на геотермальных источниках. В 2015 году, ветряные парки были построены в Усть-Камчатске и на Сахалине. Реализовано пять проектов по строительству солнечных электростанций, включая запущенную в декабре 2015 года крупнейшую солнечную электростанцию за Полярным кругом, в якутском поселке Багатай. Сами энергетики называют Республику Саха (Якутия) главным вектором развития ВИЭ в Восточной части страны. Для региона с территорией, равной четырем Франциям, населением всего около миллиона человек и перепадом температур в 110 градусов (от минус 70 градусов зимой до плюс 40 летом), возобновляемая энергетика — не дань моде, а буквально вопрос выживания. В сезон активного солнца солнечная электростанция (СЭС) вырабатывает 70 процентов потребляемой поселком Багатай энергии, а зимой — около 40 процентов. Остальное дают дизельные генераторы. Республика работает по внедрению ВИЭ с рядом европейских и азиатских компаний, которые поставляют оборудование для энергетического сектора и модернизации коммунального хозяйства (в республике 1284 котельных), но, безусловно, было бы выгоднее производить такое оборудование в России. «Хотя теперь наметился тренд на импортозамещение, но оборудование, аналогичное зарубежному в Российской Федерации, к сожалению, не выпускается. А качество того, что выпускается, требуется еще повышать»,- отмечается в местной прессе. ( Пока не закончится нефть https://news.rambler.ru/economics/34042612/ Дата обращения 29.06.2016)

 Недавно в прессе был опубликован комментарий по случаю блестяще в инженерном и архитектурном плане, построенного в Ульяновске моста через Волгу, к которому проектировщики и строители правда «забыли» подвести соответствующие подходы и развязки, в связи с чем, эффективность дорогостоящего сооружения приблизилась к нулю, а журналисты назвали реализованный проект «золотой пуговицей на драном кафтане российского бездорожья».

Дороги – это не только инфраструктурные артерии экономики и качество жизни людей, но и качество транспортировки природных ресурсов и состояния окружающей среды. По оценке, данной в отчете о глобальной конкурентноспособности, подготовленном экспертами Всемирного экономического форума, качество российских дорог оценивается в 2,3 балла из 7, Россия занимает в мире по этому показателю 136-е место из 144 [Российские дороги..,28.02.2013]. Один остроумный россиянин заметил: «судя по нашим дорогам, закончилась не зима, а война».

 Не случайны, видимо, были настойчивые вопросы президента страны к строителям 19-километрового моста через Керченский пролив: как будет проложена транспортная инфраструктура по Крыму от этого моста – по существующим ухабам и несовершенным автодорогам, застывшим на уровне середины прошлого века?

В связи с этим попробуем решить небольшую математическую задачку: сколько потребуется возвести эстакад, тоннелей и пешеходных переходов на отрезке, скажем, 8 км. вне городской черты за МКАД (но в черте Новой Москвы), где нет водных преград, сложных подземных коммуникаций и старых жилищных массивов? Все ответы априори – неправильны! На участке реконструируемого Калужского шоссе от МКАД до дер. Сосенки длинной 8 км. проектировщики заложили, а строители сейчас возводят: 4 тоннеля, 4 эстакады и 6 надземных и подземных пешеходных переходов, Таким образом, на каждом километре - по одному сложнейшему инженерному сооружению (тоннелю или эстакаде) и 0,7 перехода! Поистине такое дорожное пиршество непременно достойно записи в книге Гиннеса, а на ВДНХ - антипамятника отечественному сверхрасточительству.

Даже, если бы на обширных просторах мира и особенно Европы не гулял всеобщий мировой кризис с непредсказуемыми экономическими санкциями, взлетами и падениями стоимости нефти и отечественного рубля, такой шик был бы неприличным в нормальном государстве. А здесь, как после разрушительной мировой войны сталинские высотки на семи холмах столицы обозначали точки высочайшего благополучия советской номенклатуры при тысячах разрушенных городах, селах и десятках миллионов населения, проживавшего в бараках и землянках, подчеркивались державность, гордость победителей, но и высочайшее расточительство. Это касается также прежнего столичного мэра, позволившего снести огромный гостиничный комплекс с символическим названием, лишившего москвичей на целые десятилетия нескольких тысяч рабочих мест, государственную казну – сотен миллиардов рублей налогов, а многих тысяч гостей столицы – уютного и недорого гостиничного размещения у стен Кремля.

Но высшим перлом чиновного радения о «технологическом рывке» с использованием природных ресурсов стало решение Правительства о промышленной разработке залежей никеля и меди на территории лучших российских черноземов в Воронежской области с захватом части территории природного заповедника*. В этом решении присутствуют грубейшие нарушения и природно-ресурсного и природоохранного законодательства, и сложившейся аграрно-индустриальной структуры экономики региона, и концептуальных основ устойчивого развития страны, когда удовлетворение потребностей нынешних людей, должно осуществляться без ущерба для будущих поколений людей.

Извечная российская проблема - сохранение лесов от пожаров. По официальным данным, в России ежегодно сгорает более 60 тысяч гектаров леса. По неофициальным – в десятки раз больше. http://newsbabr.com/?IDE=145230 Дата обращения 0807.2016г.

При ликвидации пожаров используются устаревшие средства тушения – вилы, лопаты, баллоны с опрыскиванием водой, наконец, самолеты и вертолеты, сбрасывающие сотни тыс. тонн воды, больше ломающие лесные массивы. Тратятся сотни млрд. руб. на пожаротушение и компенсации для пострадавших домовладельцев. Но при этом не разрабатываются современные технологии мониторинга лесов по определению очагов и предупреждению разрастания лесных пожаров, а также их тушения с использованием беспилотных летательных аппаратов (например, дирижаблей–пожарников с большой грузоподъемностью). Студенческая идея таких наблюдателей-пожарников длительное время лежит без движения в НИИ МЧС России.

 Таким образом, ежегодно лесные массивы уничтожаются пожарами, вырубаются «черными» лесорубами, официально экспортируется кругляк - на миллиарды рублей невосполнимых доходов от ценного природного ресурса.

 В то же время в стране не налажено массовое домостроение из древесины – традиционно русского строительного материала. Именно такое индустриальное (до 90 процентов заводского изготовления) деревянное строительство может решить проблему отселения населения из ветхого и аварийного жилья, на многие миллионы – увеличить количество рабочих мест.

 Все это могло бы способствовать значительному повышению благосостояния и качества жизни граждан страны.

Приедет барин и рассудит…

 Нерациональное использование природных ресурсов в стране сопровождается возрастанием правового нигилизма относительно окружающей среды, некомпетентности и безответственности руководящих работников и специалистов по соблюдению экологических и природно-ресурсных норм.

 Яркий тому пример – проектирование прокладки транссибирского нефтепровода Западная Сибирь – Дальний Восток в 800 метрах от озера Байкал, проектирование и попытка строительства спортивных сооружений зимней олимпиады 2014 года в природной заповедной зоне г. Сочи, наконец, одномоментная отмена пригородного железнодорожного сообщения в 20 субъектах Российской Федерации (транспортная инфраструктура, особенно автомобильные дороги, напрямую влияют на экологическое благополучие населения) при наметившейся тенденции сокращения автобусных сообщений в регионах. При этом ни правительство, ни структуры государственной власти в регионах не слышали и не хотели слушать протестные акции населения и экологов.

Потребовалось вмешательство Президента России В.В.Путина, чтобы отменить антиэкологические проекты и решения. Видимо такого же президентского реагирования ожидают и другие инициативы: решение правительства о промышленной разведке и добыче меди и никеля в Воронежской области, неподготовленная в финансовом, организационно-техническом и инфраструктурном отношениях раздача бесплатных гектаров дальневосточных земель, решение правительства о кардинальном увеличении добычи угля вместо газификации, неэффективный надзор за лесными ресурсами страны и не менее неэффективное тушение лесных пожаров устаревшими способами (сбрасывание авиацией тысяч тон воды на горящие леса - все равно, что косить городские газоны зерноуборочными комбайнами – много шума и вреда). Можно приводить другие примеры непродуманных решений и нерешение застаревших вопросов еще с советского периода.

 Напоминая о национальном долге «национального достояния России»* - «Газпрома», В.В.Путин, подчеркивал: «Важно обеспечивать не только бесперебойные экспортные поставки. Напомню, что соразмерную цену платят за газ и наши потребители, наши отечественные российские потребители. И они вправе рассчитывать на надежное газоснабжение. Внутренний, национальный рынок всегда должен быть для вас приоритетом, «номером один», так же как интересы наших граждан, промышленников, нашего бизнеса». (Игорь Наумов Путин напомнил о национальном долге "Газпрома" Экспортные поставки не должны отодвигать на второй план интересы внутреннего рынка http://www.ng.ru/economics/2013/02/25/ Дата обращения : 2.03.2013г.)

Но президенту большой страны все труднее становится (судя по последней встрече В.В.Путина со СМИ и ответам на вопросы граждан страны) каждый раз подсказывать многочисленным чиновникам на федеральном и региональном уровнях об экономических, политических, и социальных приоритетах. По подсчету газеты «Ведомости» в 2010-2014 гг. число поручений главы государства правительству росло ежегодно на 33-37 процентов. На 1000 поручений российского президента в год приходится лишь 32 распоряжения американского президента. При этом только 60 процентов поручений В.В.Путина выполняются качественно и в срок. (О возможных реформах в правительстве. //НГ от 18.03.2016, с.2 )

* * *

 Рассмотрение только природно-ресурсных проблем показывает, что нынешняя Россия не готова к вхождению в процесс модернизации мировой экономики и реформированию отечественной экономики. Наша экономика продолжает болеть нефтяной зависимостью, что приводит к неконкурентоспособности других отраслей; менеджмент не способен предложить инструменты развития, поэтому неэффективен; производительность труда значительно отстает от ведущих стран мира; доходы населения снижаются а бедность населения при несметных природных ресурсных богатствах страны увеличивается.

Фискальная политика государства по тотальному налогообложению недропользователей и хозяйствующих субъектов в лесном, рыбопромысловом и др. отраслях природных ресурсов не привела к установлению природной ренты для устойчивого развития страны в интересах нынешнего и будущих поколений ее населения, но усиливает имущественное расслоение граждан страны в настоящее время.

Неуклонное стремление правительства любой ценой достичь снижения показателей инфляции, внутренних и зарубежных заимствований, снижения падения валового внутреннего продукта (ВВП) и др. макроэкономических показателей не дает осознать их составителям и исполнителям истинное предназначение всех этих планов, стратегий и показателей в деятельности высших, региональных государственных и муниципальных структур исполнительной власти и не способствует консолидации народа для выхода из экономических трудностей, переживаемых страной на протяжении целой четверти столетия.

Отсюда возникает вопрос о конституционности деятельности нынешних властей, забывших важнейшее положение Основного закона страны о том, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

 

 Об авторах :

Залиханов Михаил Чоккаевич, академик РАН, советник РАН, Герой социалистического труда, научный руководитель Академии МНЭПУ, профессор

Степанов Станислав Александрович, профессор кафедры гуманитарных наук Академии МНЭПУ, доктор педагогических наук, профессор МНЭПУ.


Ваш комментарии:
Ваше имя (ник):
Код с картинки:  
 


2015.12.09 - 10:07 : Алевтина Сергеевна
Очень актуальная для нашего времени монография "Россия в ХХI веке: проблемы идентификации и национальных целей". Рекомендую.

2012.07.18 - 17:20 : Тест
Тест

2012.01.31 - 23:47 : Николенко Вера Александровна
Я выпускница МНЭПУ 1998 г (95-98 г). Впервые услышала выступления Моисеева Н.Н. в 1995 г на Международной конференции по экологическому образованию (заканчивала биофак). Я участвовала во всех пленарных заседаниях и круглых столах, которые вел Никита Николаевич, потому что он затмил всех присутствующих ученых! Благодаря ему я поняла, что ничего не знаю и должна учиться! И сейчас все его труды актуальны, как никогда! Мы должны обустроить Россию и жить лучше всех, у нас для этого все есть! В глобальном плане это СТРАТЕГИЯ перехода к эпохи ноосферы! - это в 1995 г казалось близко, а в 2012 - далеко! А ведь это все было написано Моисеевым Н.Н. в 1995 г "Историческое развитие и экологическое
образование". Я благодарна всем прелодавателя и рада, что костяк остался в МИЭПП! Благодаря полученному образованию я до сих пор востребована: вела и разрабатывала экологические проекты для производств, занималась общественной работой, сейчас консультирую разработчиков экологических программ. Че