Бесплатная линия: 8 (800) 200 19 92
Телефон для справок: +7 (495) 231 44 50
Приемная комиссия: +7 (495) 231 44 45

Связаться с нами

Подать заявку

Онлайн заявка на обучение в МНЭПУ:


captcha


Доклады и лекции




Доклад на конференции в РУДН (15 апреля 2015 г.)

Педагогическое обеспечение экологического развития России

 

Степанов Станислав Александрович,
доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных наук Международного независимого эколого-политологического университета (НОУ ВПО «Академия МНЭПУ»).

Адрес: Россия, 127299, Москва, ул. Космонавта Волкова, 20,
тел.: +7 (495) 231-44-51,
e-mail ecosas@rambler.ru

 

В национальной системе образования  нашей страны наблюдается противоречивое положение. При наличии законодательных норм, утверждающих необходимость системы всеобщего, непрерывного и комплексного экологического образования, такая система в государственном масштабе отсутствует. И в то же время Россия поддерживает и подписывает международные документы по устойчивому развитию и образованию в интересах устойчивого развития и мало что делает в институциональном плане для реализации этих документов и прежде всего в системе образования. Отсюда не утверждены национальная стратегия образования для устойчивого развития и концепция экологического образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе, стандарты нового поколения высшей школы не ставят задачи выработки общекультурных и профессиональных  компетенций у выпускников вузов - быть способными и готовыми решать экологические и иные проблемы устойчивого развития на региональном и местном уровне и  в профессиональной деятельности.

Сегодня экологическое образование и образование для устойчивого развития в нашей стране осуществляется в основном на энтузиазме, научном осмыслении и гражданской ответственности отдельных вузов, школ, продвинутых профессоров, преподавателей, учителей вне зависимости от отношения к экологическому образованию  и образованию для устойчивого развития со стороны федеральных и региональных ведомств по образованию  и экологии.

Вместе с тем, в отечественной философии и педагогике разрабатываются  концептуальные основы экологического образования для устойчивого развития и его реализации в отечественном образовании. Проводятся феноменологическоий анализ, описание конкретных ситуаций, их типологизации, выделения взаимосвязей и закономерностей в биосфере и обществе. В связи с этим теоретико-методологические основы экологического образования для устойчивого развития необходимо изучать с первого курса высшей школы независимо от выбранной профессии или отрасли наук.

Важным  направлением в этом изучении является  понимание современной картины мира. По мнению академика Н.Н. Моисеева методологической основой знания в ХХ1 веке должен стать современный рационализм. Теория универсального эволюционизма этого ученого подводит к необходимости разработки стратегии переходного периода для достижения устойчивого развития и «режима коэволюции человека и природы» на основе двух главных императивов – экологического и нравственного. 

Другим   направлением национальной системы образования  должно стать профессиональное и гражданское осмысление места и роли каждого в реализации поставленной государством (Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года) задачи по формированию экологической культуры, как основы культуры устойчивого развития ( слайд 8).

Впервые в документе такого уровня признается низкий уровень экологической защищенности населений страны, огромное влияние  наколенного экологического ущерба и несовершенства социальной и транспортной инфраструктуры на здоровье населения. 
 

Завершившееся в 2014 году 10-летие образования для устойчивого развития, объявленное ООН в 2005 году, показал высокий потенциал Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития, который в России не использован  в полной мере по указанным выше причинам.

Анализ экологического образования для устойчивого развития в нашей стране в прошедшее десятилетие показал  потребность  в дальнейшей  теоретико-методологической разработке экологического образования для устойчивого развития в условиях России, а также  концептуальных подходов этого образования на всех уровнях и формах образования, воспитания и просвещения. Требуется методологически рассмотреть изменяющееся значение определения «устойчивое развитие» применительно к экологии, как системе наук, энвайронментальной политике и образованию. Здесь следует исходить из того, что экологическое образование формирует мировоззрение, а с включением в него новых методов обучения (совместный поиск знаний и информации с определением  путей решения проблем на местном уровне) в интересах устойчивого развития активизируется развитие социальных навыков, формирование жизненной позиции и ценностей молодеого поколения.

И здесь  важно теоретически и методически развивать складывающуюся отечественную практику экологического образования для устойчивого развития, не противопоставляя традиционное экологическое образование образованию для устойчивого развития, как, к сожалению, практикуется некоторыми российскими учеными и специалистами. Чтобы не было такой парадоксальной картины непрофессионализма, когда некоторые ретивые руководители дошкольных учреждений объявляют детский сад базовой площадкой образования для устойчивого развития. Это происходит от обыденного, потребительского восприятия устойчивого развития как непрерывного экономического роста.  
 Устойчивое развитие – это такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости  биосферы, так, что не разрушается природная основа существования человечества. 

И самое главное в понимании сути   устойчивого развития:    это удовлетворение потребностей нынешнего поколения людей  осуществляется без ущерба для будущих поколений, а охрана окружающей среды и рациональное природопользование становятся неотъемлемой компонентой процесса развития.

В практике экологического образования важно использовать   потенциал «образования для устойчивого развития  с точки зрения расширения возможностей учащихся в деле преобразования себя и общества, в котором они живут, путем совершенствования знаний, умений, социальных установок, навыков и ценностных представлений, необходимых для воспитания   гражданственности и решения с учетом местной специфики таких актуальных для сегодняшнего дня и для будущего задач, как умение критически и системно мыслить, аналитический подход к решению проблем, использование творческого потенциала, способность к взаимодействию и принятию решений в условиях неопределенности, а также понимание взаимосвязанности проблем глобального  и местного характера и вытекающих из этого обязанностей и ответственности.

В связи с этим в педагогическом сообществе страны необходимо   постоянное изучение и внедрение в образование отечественного и зарубежного опыта реализации Ногойской (Япония)тдекларации по образованию в интересах устойчивого развития (2014) и Глобальной программы действий по ОУР, разработанной по инициативе ЮНЕСКО (2013).