Бесплатная линия: 8 (800) 200 19 92
Телефон для справок: +7 (495) 231 44 50
Приемная комиссия: +7 (495) 231 44 45

Связаться с нами

Подать заявку

Онлайн заявка на обучение в МНЭПУ:


captcha


Доклады и лекции




Тезисы доклада на московской конференции по разитию жилищно-коммунального хозяйства (ноябрь 2012 г.)

ОТХОДЫ - В ДОХОДЫ

Инновационные подходы в организации обращения с отходами
производства и потребления в мегаполисе

 

Степанов Станислав Александрович

профессор Международного независимого
эколого-политологического университета
(Академия МНЭПУ), Россия, 127299, Москва
ул. Космонавта Волкова, 20; e-mail: ecosas@rambler.ru

 

 

С увеличением автомобильного парка в Москве обостряется транспортная проблема (нарушается движение общественного транспорта, постоянным явлением становятся пробки на магистралях и улицах города, повышается уровень загрязнения воздуха, отражающееся на здоровье горожан). В тоже время в потоке городского транспорта увеличивается доля тяжелых автомобилей, вывозящих отходы производства и потребления (ТБО), при этом доля ТБО неуклонно увеличивается в связи с ростом потребительских товаров и услуг, выполняемых в фасованном виде и мелко-розничной упаковке. Обостряется проблема транспортного обслуживания вывоза ТБО из многочисленных учреждений и офисов банков, фирм и предприятий малого и среднего бизнеса, производящих большой объем отходов в бумажном виде и пластике.

Использование в настоящее время специализированного большегрузного автотранспорта для вывоза смешанного ТБО превращает отходы, годные для вторичного использования в труху с выходом полезного утиля не больше 30% и ставит городские коммунальные службы перед необходимостью постоянного увеличения этой малопроизводительной техники.

Альтернативой в этой тупиковой ситуации может стать новая технология формирования ТБО на месте его образования и транспортировка небольшими автомобилями с перспективой замены их электромобилями.

Для оптимизации переработки и транспортировки отходов производства и потребления предлагается решить две проблемы: техническую и управленческую.

1. Техническое решение:

а) заменить традиционные контейнеры сбора ТБО в местах их образования на контейнеры-уплотнители раздельного ТБО ( бумага, пластик, алюминий, стекло). При этом высокая степень уплотнения-сжатия ТБО в контейнерах уплотнителях (в несколько раз выше, чем в специализированных мусоровозах) позволяет перевозить селективные ТБО в брикетах и таким образом снизить использование транспортных средств на удаление ТБО в места их переработки (хранения, складирования и т.д.);

б) разработать и внедрить принципиально новую логистику перемещения отходов, которая позволит использовать Московскую кольцевую железную дорогу и для перемещения сортированного мусора (утиля) и произведенной из него продукции (готовой или полуфабрикатов);

в) разработать серию контейнеров-уплотнителей и наладить их производство;

г) заменить большегрузные специализированные транспортные средства с навальной технологией погрузки ТБО на малотоннажный транспорт с манипуляторами-погрузчиками брикетов селективных ТБО;

д) разработать и наладить производство манипуляторов-погрузчиков.

2. Управленческое решение:

а) провести конкурсы на разработку и производство контейнеров-уплотнителей и манипуляторов-погрузчиков для обеспечения качества техники и достижения приемлемой ее стоимости для городского коммунального хозяйства;

б) обеспечить нормативно-правовую базу для внедрения новой технологии в коммунальном хозяйстве и мотивации производителей ТБО

(учреждения, организации, предприятия производства, торговли и услуг, организации, обслуживающих жилищный комплекс и самих жителей столицы) в использовании контейнеров-уплотнителей и малотоннажных мобильных транспортных средств.

в) поэтапное внедрение новой технологии: 1-й этап - на предприятиях торговли и в сфере услуг, офисах учреждений и предприятий большого и среднего бизнеса; 2-й этап – в жилищно-коммунальном хозяйстве мегаполиса.

Контейнеры-уплотнители

: использование пневматики в технологии сжатия ТБО; сочетание (сочленение) камеры сжатия с камерой накопления брикетов (вес брикета - до 50 кг.) по принципу автоматного рожка (пистолетной обоймы). Камеры сжатия и накопления контейнеров для бумаги, пластика и алюминия/ фольги могут отличаться от этих камер для стекла, учитывая дробление бутылочного стекла и его ссыпку в специальные коробы. Объемные характеристики контейнеров-уплотнителей не должны превышать размеры традиционных контейнеров, используемых в настоящее время для сбора ТБО. Применение портативных металлоискателей для проверки ТБО (бумажные, пластиковые брикеты и стеклянные короба) на предмет отсутствия в них метала).

Манипуляторы-погрузчики: малые габариты, для установки в передней или в задней части кузова-фургона на базе автомобиля ГАЗель или аналогичной по грузоподъемности и габаритам – Форд или Мерседес-Бенц; большая маневренность позволяющая брать из стопки накопительной камеры брикеты как в положении сбоку автомобиля, так и с задней части (торца); дистанционное пультовое управление водителем процессом выгрузки из накопительных камер контейнеров-уплотнителей и погрузки брикетов ТБО на поддоны в кузов автомобиля. Предусмотреть использование электромобилей на платформе указанных марок автомобилей.

Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), показывающего экономическую эффективность технологической цепи: селекция (отбор ТБО по его видам) на месте образования ТБО, складирование в контейнеры-уплотнители, уплотнение и превращение ТБО в брикеты; накопление брикетов в сочлененной с камерой сжатия камере-накопителе; механизированная с использованием роботизированного манипулятора-погрузчика выгрузка брикетов из накопительных камер и их погрузка на поддоны фургона автомобиля (электромобиля). Разработка нормативно-правовых актов на уровне муниципальных законодательных органов и органов муниципального управления. Введение в учреждениях и на предприятиях, производящих ТБО, должности оператора по подготовке и селекции ТБО на месте его образования, обучение персонала производящего уборку помещений, складирование упаковочных материалов и т.д. методам селекции ТБО и обслуживанию контейнеров-накопителей. Разработка системы экономических стимулов для внедрения новой технологии селекции, обработки накопления и транспортировки ТБО в жилищно-коммунальном секторе городского хозяйства.

Внедрение данной технологии на начальном этапе даст первый экономический эффект в нежилом секторе - в офисах учреждений, в торговой сети, на предприятиях и организациях производства и услуг. Далее с учетом опыта этого этапа - внедрение в жилищном секторе.

Ожидаемые результаты:

1. Расходы бюджета столицы по статье «вывоз и переработка ТБО» будут упразднены, а малый бизнес и город получат значительные дополнительные рабочие места (от 50 до 80 тыс.), дополнительные налоговые поступления, а также донора и спонсора городских программ развития ЖКХ и благоустройства столицы.

2. Прекратится расползание свалок в столице и в Подмосковье, устранится извечный конфликт города и области.

3. Снизится загруженность улиц и магистралей столицы с применением высокотехнологичных способов переработки отходов, с их вывозом железнодорожным транспортом и электромобилями по новой логистике, мусоровозы перестанут отравлять своими выхлопами воздух города.

4. Высокотехнологическая переработка отходов позволит утилизировать до 85-90 % ТБО, значительной части промышленных отходов.

5. Столица получит бесперебойные поставки дешевых удобрений, почвогрунтов и торфа для озеленения и благоустройства города.

6. Снизится экологическая преступность, ее смыкание с экономической и криминальной преступностью.

7.Осуществится переход от фиксации нарушений экологического и административного законодательства к анализу природоохранной деятельности и планированию показателей снижения отрицательного воздействия на окружающую среду (нормативно-плановый подход).

8. Повысится утилизируемость изделий на стадии их оптовой закупки торговыми организациями (пример зарубежной компьютерной, автомобильной, бытовой электроники и электротехники), разработки и производства промышленными предприятиями столицы.

9. Наконец, повысится уровень качества жизни москвичей за счет улучшения экологических санитарно-эпидемиологических условий.