Бесплатная линия: 8 (800) 200 19 92
Телефон для справок: +7 (495) 231 44 50
Приемная комиссия: +7 (495) 231 44 45

Связаться с нами

Подать заявку

Онлайн заявка на обучение в МНЭПУ:


captcha


Доклады и лекции




Нравственный императив Н. Н. Моисеева и его экопсихологический подход в современном образовании

С. А. Степанов

Москва, Международный независимый эколого-политологический университет (НОУ ВПО Академия МНЭПУ).

Эл. почта: ecosas@rambler.ru.

Аннотация: Нравственный императив академика Н. Н. Моисеева рассматривается как теоретическая  основа в области создания новой культуры отношений между обществом и природой, субъектом которой является человек. Обосновывается суть нравственного императива, экологоориентированности мировоззрения, необходимость его внедрения в современном образовании.

Ключевые слова: нравственный императив, экологический императив, экологоориентированность мировоззрения, психологическое восприятие прекрасного.

The moral imperative of Nikita Moiseev аnd his ecopsychological approach at modern education

Abstract: The article describes some of the provisions of moral imperative of Academician N.N. Moiseev in the creation of a new culture of relations between society and nature, the subject of which is man. Clarifies the position of the moral imperative, ekologoorientirovannosti outlook, the need to modern education.

Key words: moral imperative, ekologoorientirovannost outlook, modthn education.

В год 95-летия со дня рождения Никиты Николаевича Моисеева, заложившего основы философии экологии, а именно закономерности и противоречия в развитии и взаимодействии Природы, Человека и Общества, очень уместно обратить внимание на теоретико-методологическое наследие академика Н.Н. Моисеева в решении психолого-педагогических проблем современного образования.

Утверждая экологический императив как некое табу, запрет пересечения  человеком определенной черты воздействия человека на природу, Н.Н. Моисеев заявил о неизбежности и необходимости нравственного императива как философской, педагогической и психологической парадигмы экологического воспитания в современных условиях.

Формирование новой системы ценностей в рамках нравственного императива Н.Н. Моисеев связывает с развитием Коллективного Интеллекта — системой, объединяющей людей информационными связями, благодаря которой им становятся доступными общие знания, общее понимание ситуации. «В результате неизбежно возникает единое видение происходящего как основа для общих решений и действий. Коллективный Разум объективно становится неким инструментом, управляющим (целенаправленным) действиями людей. Будучи вооруженным всеми техническими новшествами информационных технологий последних десятилетий, он приобрел поистине удивительное могущество…Это то положительное, что несут нам современные информационные технологии. Но не следует забывать: эти технологии — обоюдоострое ОРУЖИЕ! Как и ядерная энергетика» 1/.

Как специалист по информатике и математическому моделированию, Н.Н. Моисеев по-своему определяет информационное общество как общество, «в котором Коллективный Разум играет такую же роль в общественном организме, какую играет индивидуальный разум в организме человека, т.е. помогает всему обществу справляться с трудностями обеспечения его гомеостаза, сохранения его в целостности вместе с биосферой» 2/.

Наряду с модернизацией производственной деятельности, социальной сферы жизни человека, «предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях между обществом и природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим».

Таким образом, Стратегия переходного периода (устойчивого развития) Н.Н. Моисеева, в результате которого может возникнуть «режим коэволюции человека и природы», зиждется на двух главных императивах — экологическом и нравственном.

 Сущность нравственного императива Н.Н. Моисеева заключается в синтезе:  

– новых этических норм поведения человека, четкого понимания человеком взаимозависимости Природы и человека, его места в биосфере не созерцателя, а ее составной части и иллюзорности о безграничных возможностях Природы;

– культа красоты природы и культа человеческих устремлений к самосовершенствованию, красоте и успеху добросовестного труда, хорошему образованию: «Только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно… реализовать режим коэволюции Природы и общества»; рачительности (бережливости) во взаимоотношении с Природой и жертвенности: «Будущие поколения должны иметь те же ресурсные и энвайронментальные возможности (условия), что и ныне живущие».

______________      

1.Моисеев Н.Н Судьба цивилизации. Путь разума. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. - С.88

2.Моисеев Н.Н. Цивилизация ХХI века: роль университетов//Моисеев Н.Н. Заслон средневековью. Сборник. — М.: Тайдекс Ко, 2003. – С.89.

Принципы нравственного императива, необходимые для Стратегии переходного периода (устойчивого развития):

1. Общество, человек не могут жить без знаний о том доме, где оно живет, без знаний естественных законов развития этого дома — биосферы Земли;

2. Общество, человек как составная часть Природы должны жить в согласии с законами развития Природы;

3. В основе гуманизации отношений человека–природы–общества должны быть заложены устремления к реализации режима коэволюции Природы и общества.

 Теоретические работы Н.Н. Моисеева по проблемам экологии и экологического образования постоянно сопровождались его размышлениями и научно-прикладными изысканиями в области мировоззренческих установок, которые должны содействовать нравственному и культурно-образовательному обеспечению реализации концепции устойчивого развития, а в будущем — и коэволюции Природы и общества.

Н.Н. Моисеев считал, что методологической основой знания в ХХI веке должен стать современный рационализм: «…особое значение в формировании мировоззрения наступающей эпохи должно сыграть изучение рационалистической парадигмы. Я имею в виду не классический рационализм ХУIII–ХIХ веков, а современное рационалистическое мировоззрение, рожденное современной физикой и биологией, мировоззрение, связанное с именами Пуанкаре, Вернадского, Бора и других, которые показали, что человек — не внешний созерцатель системы мироздания, а его составная часть. Мы изучаем эту систему изнутри и уже даже этим ее изменяем. Идея взаимозависимости Природы и человека — одна из центральных идей современного рационализма». Причем изучение этой идеи должно состоять из трех частей: а) изучение достижений современной физики; б) учение о живом веществе в универсуме (это делается в вузах с помощью учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» — С.С.); в) проблемы взаимоотношения Природы и общества и введение в ноосферогенез. «…Именно рационалистическое видение мира, подчеркивал Н.Н. Моисеев, — это концентрированный опыт человеческой практики, позволяющий оценивать деятельность человека и в том числе перспективы его будущего. А это необходимо для выживания рода человеческого, и в этом, может быть, и состоит главная ответственность университетов» и всего современного образования.

Формирование нового мировоззрения, воспитание уважительного отношения человека к Природе, к себе подобным Н.Н. Моисеев видит через духовный мир человека, т.е. иррациональное начало, которое «не в меньшей степени влияет на поступки человека, чем его суждения, основанные на принципах рационализма. И что, может быть, самое главное — наибольшую радость, ощущение полноты и прелести жизни дает человеку как раз иррациональная составляющая его миропредставления, его жизни. И эта важнейшая компонента бытия человека не может не быть в центре внимания образовательной и воспитательной деятельности общества. И мы должны учиться на нее влиять так, чтобы уберечь людей от деградации».

В синтезе Разума и иррационального начала, которое заложено в людях от природы, ученый видит главный путь формирования новой нравственности во взаимоотношениях Природы–человека–общества и основы экологоориентрованного образования. И путь в мир этого синтеза лежит через познание прекрасного — в искусстве (музыке, поэзии, живописи, «способные в символьной форме, минуя логику и рассудочность, непосредственно затронуть самые глубинные чувства человека»). Но еще более важно эстетическое воспитание осуществлять с эстетического восприятия прекрасного в Природе.

Автору данной работы довелось присутствовать при беседе известного советского художника Бориса Неменского с руководителем Академии педагогических наук (1968 г.), в ходе которой художник высказывал свои впечатления от посещения уроков любования природой в дошкольных учреждениях Японии и о большой художественно-эстетической и этико-психологической эффективности этих занятий для воспитания детей.

«…Люди должны знать не только современные научные теории, но и научиться воспринимать те символы красоты, которые есть в окружающем нас мире или созданы человеком», — считал Н.Н. Моисеев.

Эстетико-психологическое  восприятие красоты Природы — иррациональная основа формирования современного мировоззрения, которое можно назвать экологоориентированным. Экологическое воспитание, в свою очередь, по убеждению Н.Н. Моисеева, должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. «Оно должно иметь своей целью формирование мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности человека не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, способное содействовать развитию общества». Подчеркивая экологоориентированность мировоззрения, ученый указывает на то, что «в современный век мировоззрение начинается с экологии, с экологического мышления, а воспитание — экологического воспитания».

Изучение и дальнейшее развитие основных положений и идей Н.Н. Моисеева, раскрывающих понятие нравственного императива, его формирования и реализации как  психолого-педагогической задачи вызывают потребность  в формировании  новых  педагогических  принципов и  подходов в cовременном образовании .

Исходя из теоретических обоснований нравственного императива, можно сформулировать моисеевские педагогические принципы в современном образовании:

1. Современная система образования в интеграции со всеми институтами гражданского общества и государства («система «УЧИТЕЛЬ») должна не только давать новые знания, умения, компетенции, воспитывать молодежь, но и формировать и прививать новую шкалу ценностей и нравственности для нового взаимоотношения человека–Природы–общества в режиме коэволюции.

2. По мере роста изменений в глобализирующемся мире должна расти и скорость поиска новых форм образования и воспитания, а также включение в систему новых знаний и исключение устаревших.

 3. В нынешнюю эпоху быстрых перемен современное образование должно готовить будущих специалистов к быстрому переключению на новые отрасли знаний и нравственной готовности к восприятию новых жизненных условий.

4. В основе современного профессионального образования (а тем более университетского) должна быть целостность образования, интеграция естественнонаучного (научно-технического) и социально-гуманитарного знаний на фундаменте рационализма.

 5. Экологическое образование как основа образования для устойчивого развития должно стать стержнем современного образования.

6. При сохранении принципа «предметности», предусматривающего овладение будущими специалистами множеством конкретных знаний и навыков по выбранной специальности (специализации, направлению бакалавриата), экологизация этих предметов, т.е. насыщение их экологическим содержанием и ключевыми проблемами устойчивого развития должно осуществляться совместными усилиями преподавателями самых разных специальностей на педагогическом принципе междисциплинарности.

7. Современное образование и экологическое воспитание должно базироваться и начинаться с эстетического воспитания и, прежде всего, с эстетико-психологического  восприятия красоты Природы.

 8. Учить надо тому, как человек должен учиться новому; избыток и неструктуризованность информации рождает информационный хаос.

В своих работах «Система УЧИТЕЛЬ» и современная экологическая обстановка» (1994), «Историческое развитие и экологическое образование» (1995), «Мир ХХI века и христианская традиция» (1995), «Цивилизация ХХI века и роль университетов» (1994), «Новая цивилизация начинается с образовательных программ» (1996) Н.Н. Моисеев, рассматривая сущностные вопросы мировоззрения, нравственности для современного мира в условиях глобализации и устойчивого развития, обращал внимание на то, что разная интерпретация нравственных основ подвергает мир новым испытаниям. «Я вижу неизбежное столкновение цивилизаций, — подчеркивал Н.Н. Моисеев, — не столько народов, сколько именно цивилизаций, несущих разное мировоззрение, разное понимание места человека в обществе и общества в Природе, весьма неодинаковую ранжировку человеческих ценностей, неспособность включить в число своих неукоснительных ценностей те универсалии, о которых я уже говорил. И, наконец, неспособность примирить разные религиозные мифы»1/.

Разное понимание места человека в Природе, его прав, проблемы равноправия полов (это одни из ключевых тем образования для устойчивого развития) требует, по мнению ученого, понимания того, что новая цивилизация «должна начаться даже не с новой экономики, а с новых научных знаний и новых образовательных программ. Именно так я понимаю первый и важный шаг СТРАТЕГИИ «sustainable development». В основе этих программ должны быть гуманитарные знания — «ХХI век должен стать веком гуманитарных знаний!», потому, что самые трудные вопросы, с которыми современная цивилизация столкнулась — это проблемы человека, проблемы воспитания человека, способного следовать новым идеалам» 2/.

Таким образом, философское и педагогическое наследие Н.Н. Моисеева указывает, что формирование нового «экологориентированного» мировоззрения, воспитание уважительного отношения человека к природе, к самому себе и к себе подобным как к ее неотъемлемой части может произойти только через духовный мир человека, его психологическое восприятие мира, т. е. иррациональное начало, которое не в меньшей степени влияет на поступки человека, чем его суждения, основанные на принципах рационализма. Иррациональная составляющая миропредставления человека и его жизнедеятельность есть важнейшая компонента бытия человека, которая может и должна быть в центре внимания образовательной и воспитательной деятельности общества, призванной  при соответствующей научной основе и специальной педагогической организации уберечь человечество от деградации. В этом синтезе разума и иррационального начала, которое заложено в людях от природы есть главный путь формирования новой нравственности во взаимоотношениях человека и природы, есть основы экологоориентированного и непосредственно экологического образования,

осуществляемого «через познание прекрасного − в искусстве (музыке, поэзии, живописи, «способные в символьной форме, минуя логику и рассудочность, непосредственно затронуть самые глубинные чувства человека»)», через воспитание навыков эстетического восприятия прекрасного в природе.

__________________

1. Моисеев Н.Н Судьба цивилизации. Путь разума. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.- С. 105.

2.Там же, с. 102.