Бесплатная линия: 8 (800) 200 19 92
Телефон для справок: +7 (495) 231 44 50
Приемная комиссия: +7 (495) 231 44 45

Связаться с нами

Подать заявку

Онлайн заявка на обучение в МНЭПУ:


captcha


Доклады и лекции




Доклад на VII Всероссийской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого равзития» в г.Ханты-Мансийске (7-9 июня 2012)

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ И МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ  В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

                     Степанов С.А.

                        д.п.н., профессор Международного

                        независимого эколого-политологического

                        университета (НОУ ВПО Академия МНЭПУ)

Презентация С. А. Степанова "Универсальный эволюционизм Н. Н. Моисеева как методологическая основа экологического образования".

          Современное развитие России происходит в условиях глобальных процессов глобализации, модернизации и цивилизационных изменений.

         Под глобализацией понимается новый всемирный процесс социальной трансформации в политике, экономике, культуре, технологиях, коммуникациях.

         Под модернизацией понимается локальный процесс социальной трансформации в тех же областях, включающий в себя :

         - ориентацию на инновации и преобладание последних над традицией;
         - светский характер общественной жизни;
         - поступательное (нецикличное, устойчивое) развитие;
         - демократическую систему власти;
         - наличие отложенного спроса, т.е. способность производить не ради насущных потребностей, а ради будущего;
         - капиталистический экономический, индустриальный характер;
         - массовое образование;
         - активный, деятельностный психологический склад характера индивидуумов;
         - предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий (техногенная цивилизация);
         - преобладание универсального над локальным и др. (Федотова).

         Отсюда складывается понятие современной цивилизации, как синоним культуры, как некой системы ценностей, традиций, символов, ментальности и образа жизни современного сообщества людей и даже целой эпохи (по А. Тойнби), основанных на новых знаниях, информации и информационных технологиях. Речь идет о цивилизации информационного общества, в начале пути, которого находится Россия.

         «Новая цивилизация, - подчеркивал во многих своих трудах выдающийся российский ученый и общественный деятель Н.Н. Моисеев, - должна начинаться даже не с новой экономики, а с новых научных знаний и новых образовательных программ. Именно так я понимаю первый и важный шаг СТРАТЕГИИ «sustainable development».

         Не случайно новый Президент РФ В.В. Путин подписал в первый день своего президентства - 7 мая 2012 г. указы:

         - «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
         - «О президентской программе повышения квалификации инженерных кадров в 2012-20114гг».

         Причем второй указ и программа изданы на основе поручения Президента РФ по итогам комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России от 30 марта 2011г. В программе указывается, что для решения задач иннова-ционного развития России определены основные приоритеты модер-низации экономики, к которым относятся:

         - повышение энергоэффективности и ресурсосбережения;
         - развитие ядерных, космических, медицинских и стратегических информационных технологий.

         Этим важным документам предшествовало утверждение Президентом РФ «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»(30 апреля 2012 г.). Для нас важно, что в числе основных задач этой политики сформулирована задача формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания, которая должна быть решена с использованием следующих механизмов (раздел 20 ):

         а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения;

         б) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;

         в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;

         г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;

         д) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

         е) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

         ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

         Главной особенностью отечественного образования является то, что при постановке стратегические задач развития страны образовательное ведомство как бы не замечает проблему опережающей подготовки кадров для решения этих стратегических задач.

         Это нашло подтверждение в тексте указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в проекте закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», в государственных стандартах нового поколения для высшего профессионального образования, где вопросы подготовки кадров для модернизации экономики страны в условиях экологических и природоресурсных ограничений опущены, не замечены.

        Ретроспективный обзор международных документов относительно неблагополучного экологического следа антропогенного воздействия на биосферу:

         - Стокгольмская декларация по окружающей среде (1972);
         - Доклад комиссии Х. Брундланд «Наше общее будущее» (1986);
         - Повестка дня для ХХ1 века и др. документы РИО-92 (1992);
         - Декларация тысячелетия ООН (2000);
         - Хартия Земли (2000);
         - Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002);
         - Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития (2005);
         - Образование для инновационных обществ в ХХ1 веке. Заявление «Группы восьми». 2006)

лишний раз подтверждает как далеко формальное образование России от экологически продвинутых национальных систем образования развитых стран.

         Неблагополучие отечественного образования, мало учитывающего экологический аспект, ярко проявляется на фоне международной статистики, в т.ч.:

         - Индекс экономики знаний в ведущих странах мира ( 10-е место); 
         - Расходы на образование (последнее место среди ведущих стран);
         - Рейтинг благосостояния (63- место);
         - Доля стран в производстве высокотехнологичной продукции (последнее место среди ведущих стран);
         - Международное сопоставление наукоемкости и наукоотдачи ( пос- леднее место среди ведущих стран);
         - Природоемкость ВВП ( последнее место среди ведущих стран);
         - Влияние государственной политики на инвестиции в инфраструктуру (последнее место в мире);
         - Показатели продуктивности сельхозпродукции (ниже ЕС);
         - Постиндустриальный мир: «зеленый» рост и «зеленая» экономика.

         И как вывод главной особенности национальной системы образования - отсутствие взаимосвязи политики устойчивого развития и политики образования. Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» представляет собой очередной набор малосвязанных, пожарных, концептуально не обоснованных мер ( выделена математика, общественная аккредитация профессиональных программ по экономике, юриспруденции, управлению, социологии). И ни слова о совершенствовании образования для решения стратегических задач России - инновационной модернизации экономики, повышения ее энергоэффективности, перехода от преимущественно сырьевой экономики к высокоиндустриальной, повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, наконец, повышения конкурентоспособности образовательной системы России на мировом рынке образовательных услуг.

         Общепризнанно, что сегодня Россия находится на труднейшем этапе своего исторического развития. Но, как - ни странно, осуществление стратегии устойчивого развития мира в условиях глобальных процессов и катаклизмов многие аналитики-прогнозисты ведущих зарубежных исследовательских центров видят в возрастающей роли России. И речь идет не о ее огромных запасах природных ресурсов. Вот несколько тезисов из предисловия к русскому изданию последнего доклада Римскому клубу «Фактор четыре»:

         - единая мировая экономика ХХI века будет в относительно меньшей степени, чем раньше, зависеть от физических ресурсов;

         - Россия, как никогда раньше, может использовать свой уникальный ресурс, который во все большей мере будет определять ее особую и значительную роль в глобальном развитии. Этот ресурс – внутренняя сила и одаренность россиян;

         - преимущество России в формирующейся мировой информационной экономике, строящейся в основном на людских ресурсах, - в ее людях. Их природная одаренность, обогащенная историей и одной из наиболее продуманных и эффективных систем всеобщего образования, представляет собой уникальный вклад. Этот вклад может послужить основой новой российской экономики – стабильной, всеобъемлющей и глубокой, потому что она будет опираться не на нефть…, не на сталь…, не на осетров…,а на самый драгоценный капитал, более необходимый и более уважаемый в мире – капитал, который представляют собой уверенные, хорошо образованные, одаренные  люди с их многовековой культурой» (Вайцзеккер и др.).

         Формальное и неформальное образование необходимо ориентировать на ознакомление учащихся, студентов, магистрантов специалистов и руководящих работников (в системе последипломного образования) и на анализ показателей экологичности отечественной экономики:

         - Важнейшие принципы энергосбережения для России;
         - Показатели экологических издержек регионов;
         - Приоритетные эколого-экономические индикаторы состояния России;
         - Цели развития тысячелетия для России;
         - ЦРТ 7 Обеспечение экологической устойчивости;
         - Индикаторы ЦРТ 7.

          Всемирная встреча на высшем уровне «Осуществление Повестки дня на ХХ1 век, Программы действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на ХХ1 век и решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию» в Рио-де-Жанейро в июне с.г. рассмотрит основные вопросы:

         - «зеленая» экономика в контексте устойчивого развития;
         - искоренение нищеты;
         - институциональные рамки устойчивого развития.

         Правительство РФ в ближайшее время утвердит Позицию Российской Федерации на РИО+20, которая ожидается в следующей редакции:

         - ориентация на выработку сбалансированных подходов в переходе к «зеленой» экономике на основе учета реальных возможностей обеспечения устойчивого развития на длительную перспективу;

         - реализация концепции «зеленой» экономики не должна превращаться в инструмент торговой и технологической дискриминации под предлогом защиты окружающей среды.

         Суть и направления модернизации определяются ее конечной целью, которой при всей важности экономического роста, технического совершенства и конкурентоспособности, является улучшение условий жизни каждого человека уже сегодня и обеспечение благоприятных условий для будущих поколений. Эта задача акцентируется сегодня как обеспечение устойчивого развития на основе принципов «зеленой» экономики, т.е. экологизации производства и потребления, исходя из того, что экология сегодня - это экономика.

         Таким образом, суть модернизации в российских условиях определяется как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды (экологической безопасности, которая становится определяющей для экономического роста и самого существования человека) . Эта задача в мире рассматривается как реализация принципа «декаплинга» (удовлетворение растущих потребностей в ресурсах при минимизации обеднения природного капитала), что предполагает снижение энергоемкости и природоемкости в целом, экономического роста, широкое использование возобновляемых источников энергии, модернизацию производства на основе инноваций.

 

ВЫВОДЫ

1. Экологическое образование или экологическое образование для устойчивого развития ориентируются на показатели и инструментарий реализации концепции «зеленой» экономики как части концепции устойчивого развития.

2. Основные показатели «зеленой» экономики: энергосберегательные технологии, энергоэффективность, производство и использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), использование наилучших доступных технологий (НДТ), вторичное использование ресурсов, снижение природоемкости производимых продуктов и услуг, уменьшение накопленного экологического ущерба, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду и др. должны войти в программный материал дисциплин естественнонаучного, социально-гуманитарного, общепрофессионального и профессионального блоков учебных планов среднего специального и высшего профессионального образования.

3. Преподавательский состав и учебно-методические объединения образовательных учреждений должны эффективно использовать принцип экологизации и междисциплинарный подход в разъяснении особенностей реализации концепции «зеленой» экономики в условиях модернизации современной России.

4. Необходимо разработать и реализовать федеральную программу          подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров и работников экологического просвещения по проблемам реализации концепции «зеленой» экономики как составной части модернизации современной России.

 5. Минприроды и экологии России совместно с Минобрнауки России следует ввести практику разработки и утверждения федеральных государственных требований к структуре основных образовательных программ и государственным образовательным стандартам по подготовке экологов, других инженерно-технических направлений, предусматривающих проблемы «зеленой» экономики и модернизации страны. Это же касается и естественнонаучной и социально-гуманитарной подготовки по всем направлениям бакалавриата и магистратур.

6. Необходимо привести в соответствие и согласование экологической политики и политики образования, нацеленных на реализацию принципов «зеленой» экономики и модернизации страны.

 

Электронная презентация доклада >>

Мастер-класс «Универсальный эволюционизм Н.Н. Моисеева как методологическая основа экологического образования» >>

Электронная презентация мастер-класса >>