Бесплатная линия: 8 (800) 200 19 92
Телефон для справок: +7 (495) 231 44 50
Приемная комиссия: +7 (495) 231 44 45

Связаться с нами

Подать заявку

Онлайн заявка на обучение в МНЭПУ:


captcha


Доклады и лекции




Доклад в Государственной Думе «Концепция обращения с отходами производства и потребления в Москве» (апрель 2012)

Преамбула

Сложившаяся в столице много десятилетий назад практика удаления и в основном захоронения отходов* на полигонах Подмосковья не учитывает изменения структуры потребления населением товаров бытового назначения (95% идет в фасованном и упакованном виде), сетевой структуры торговли и общественного питания, утилизируемости изделий**, утилизации загрязняющих веществ, превращения столицы в центр деловой жизни страны, резкого увеличения транспортного парка столицы (как индивидуального, так общественного и производственного), что требует логистики перевозок всех грузов, а отходов особенно. Имеющееся незначительное количество небольших предприятий по переработке отходов расположено бессистемно, ориентировано в основном на разделение отходов и дальнейшее перемещение их на полигоны захоронения. Отсюда только 13-14 процентов ТБО и некоторой части промышленных отходов подвергается переработке для дальнейшей утилизации***.Растет потребность столицы в новых районах размещения полигонов захоронения отходов, происходит процесс криминализации перевозки и захоронения отходов на полигонах, усиливается стремление к строительству мусоросжигающих заводов, что в априори усложнит и так неблагополучную экологическую обстановку в столице.

В целом, внешне благополучная в российской столице по сравнению с другими городами-мегаполисами страны и зарубежных стран обстановка по удалению отходов, дается большой ценой сверхзатрат финансовых и материальных и трудовых ресурсов, загрязнением воздушного пространства столицы и области чадящими мусоровозами, а главное превращением Подмосковья в общую гигантскую свалку мусора и ухудшением качества жизни населения региона и москвичей, отдыхающих на своих подмосковных садовых участках.

Исходные концептуальные положения:

ОТХОДЫ (промышленные, строительные, бытовые) – не мусор, а сырье для высокодоходной товарной продукции и значительного увеличения рабочих мест в малом и среднем бизнесе.

ВЫВОЗ и ГЛУБОКАЯ ПЕРЕРАБОТКА (сортировка) отходов – высокорентабельный бизнес при условии его мотивации на начальном этапе создания и развития.

КАЖДЫЙ житель и производитель ОТХОДОВ (торговые сети, сфера услуг, предприятия питания и ширпотреба) должен знать цену каждого килограмма отходов и производить его оплату в зависимости от степени личного участия в разделении в местах его образования.

 МОСКВА может обойтись без территорий области для полигонов складирования городских отходов и призвана стать в России центром культурного обращения с отходами.

Преимущества столицы

Москва (как никакой другой мегаполис мира) обладает уникальной транспортной артерией – Московской окружной железной дорогой (МОЖД) в центре столицы и пересекающими ее железнодорожными направлениями, позволяющей использовать новую логистику перемещения отходов для оптимизации и резкого сокращения, и последующего отказа от использования большегрузного автомобильного транспорта.

Использование погрузо-разгрузочных площадок предприятий ВПК и др. отраслей, расположенных по периметру МОЖД позволяет создать сеть перерабатывающих ОТХОДЫ предприятий малого бизнеса с высоким уровнем рентабельности и мобильной готовности переработки отходов и Московской области (прежде всего дачных и коттеджных поселков москвичей).

Инновационный подход в решении проблемы

Основами инновационного подхода решения оптимизации обращения с отходами являются: ориентация вторичного использования отходов на индустриальной базе и комплексное решение технологических, логистических, организационно-технических, экономико-мотивационных и административно-правовых вопросов.

Создание сети предприятий по переработке органической части отходов с применением микробиологических технологий на территориях промзон, примыкающих к пересечениям железнодорожных веток с МКАД значительно повысит уровень переработки отходов и станет основой новой городской индустрии - производства почвогрунтов, торфа и удобрений для озеленения и благоустройства столицы, а также сухих кормов для сельхозпроизводства, зоопарков, питомников, зимней подкормки городской фауны.

Использование в настоящее время специализированного большегруз-ного автотранспорта для вывоза смешанного ТБО с незначительной степенью уплотнения ставит городские коммунальные службы перед необходимостью постоянного увеличения этой малопроизводительной техники.

Альтернативой в этой тупиковой ситуации может стать новая тех-нология формирования ТБО на месте его образования и транспорти-ровка небольшими автомобилями (с перспективой замены их электромобилями) по принципиально новой логистике: из центра столицы и из ее окраинных районов к МОЖД.

Замена большегрузного транспорта малотоннажным автомобильным (а затем электрическим транспортом) с использованием мониторинга транспортных процессов и контроля на основе современных информационно-компъютерных технологий, включающих формирование накопительной базы данных для централизованного управления и контроля на уровне административного округа и столицы в целом.

Использование технологии глубокой переработки отходов предусматривает принципиально новую инструментально-технологическую базу: селекцию ТБО в местах образования, уплотнение селектированного ТБО в специальных контейнерах - уплотнителях до состояния брикетов и транспортировка этих брикетов малотоннажным транспортом на соответствующие предприятия, перерабатывающие утиль в полезную продукцию, расположенные по периметру МОЖД. Для загрузки этих профильных предприятий (бумагоделательные, пластмассовое производство, стеклотарное производство, деревообрабатывающее производство и т.д.) используется специализированный (гермитически закрытый) железнодорожный транспорт, доставляющий утиль\сырье на переработку из Подмосковья или на специализированные предприятия в другие регионы страны.

Контейнеры-уплотнители – главный технологический элемент сортировки (селекции) отходов на месте их образования – действуют по принципу пневматического сжатия ТБО; сочетание (сочленение) камеры сжатия до состояния брикетов с камерой накопления брикетов (вес брикета - до 50 -100 кг.) по принципу автоматного рожка (пистолетной обоймы). Камеры сжатия и накопления контейнеров для бумаги, пластика и алюминия/ фольги могут отличаться от камер для стекла, учитывая дробление бутылочного стекла и его ссыпку в специальные коробы. Объемные характеристики контейнеров-уплотнителей не превышают размеры традиционных контейнеров, используемых в настоящее время для сбора ТБО. При этом предусматривается при загрузке в транспорт применение портативных металлоискателей для проверки ТБО (бумажные, пластиковые брикеты и стеклянные короба на предмет отсутствия в них металла).

Манипуляторы - погрузчики имеют малые габариты и устанавливаются в передней или в задней части кузова-фургона на базе автомобиля ГАЗель или аналогичных по грузоподъемности и габаритам – Форд или Мерседес-Бенц.Это обеспечивает большую маневренность и позволяет на территории узких дворов ЖКЗ, офисных комплексов брать из стопки накопительной камеры брикеты как в положении сбоку автомобиля, так и с задней части (торца) с помощью дистанционного пультового управления водителем процессом выгрузки из накопительных камер контейнеров-уплотнителей и погрузки брикетов ТБО на поддоны в кузов автомобиля.

Создание сети предприятий по переработке органической части отходов с применением микробиологических технологий на территориях промзон, примыкающих к пересечениям железнодорожных веток с МКАД значительно повысит уровень переработки отходов и станет основой новой городской индустрии - производства почвогрунтов, торфа и удобрений для озеленения и благоустройства столицы, а также сухих кормов для сельхозпроизводства, зоопарков, питомников, зимней подкормки городской фауны.

Данные предприятия, а также предприятия малого и среднего бизнеса по переработке отходов, расположенных по периметру МОЖД, получают соответствующие преференции столичного правительства в приобретении площадок, возведении зданий, их оснащении необходимым оборудованием, что создаст экономическую заинтересованность предпринимателей в развитии согласованной производственной политики обращения с отходами (переработка, производство товаров, перемещение их по новой логистике).

Ожидаемые результаты

1. Расходы бюджета столицы по статье «вывоз и переработка ТБО» будут упразднены, а в лице малого бизнеса город получит значительные дополнительные рабочие места (от 50 до 80 тыс.), дополнительные налоговые поступления, а также донора и спонсора городских программ развития ЖКХ и благоустройства столицы.

 2. Прекратится расползание свалок в столице и в Подмосковье, устранится извечный конфликт города и области.

3. Снизится загруженность улиц и магистралей столицы с применением высокотехнологичных способов переработки отходов, с их вывозом железнодорожным транспортом и электромобилями по новой логистике, мусоровозы перестанут отравлять своими выхлопами воздух города.

4. Высокотехнологическая переработка отходов позволит утилизировать до 85-90 % ТБО, значительной части промышленных отходов и отказаться от строительства новых мусоросжигающих заводов, что, в свою очередь, значительно снизит уровень загрязнения воздуха столицы.

5. Столица получит бесперебойные поставки дешевых удобрений, почвогрунтов и торфа для озеленения и благоустройства города.

6. Снизится экологическая преступность, ее смыкание с экономической и криминальной преступностью.

7.Осуществится переход от фиксации нарушений экологического и административного законодательства к анализу природоохранной деятельности и планированию показателей снижения отрицательного воздействия на окружающую среду ( нормативно-плановый подход).

8. Повысится утилизируемость изделий на стадии их оптовой закупки торговыми организациями (пример зарубежной компъютерной, автомобильной, бытовой электроники и электротехники), разработки и производства промышленными предприятиями столицы.

9. Наконец, повысится уровень качества жизни москвичей за счет улучшения экологических санитарно-эпидемиологических условий, дорогостоящая бюджетная отрасль свальной очистки города будет заменена рентабельным и высокодоходным бизнесом.

Данная концепция является результатом прикладной научно-исследовательской работы в Международного независимого эколого-политологического университета (НОУ ВПО Академия МНЭПУ) в 2006-2010 гг. «Москва должна стать центром культурного обращения с отходами» и может стать основой разработки масштабной городской программы оптимизации обращения с отходами в столице.

_______________________________

* кроме строительных отходов и отходов предприятий обрабатывающей промышленности

** утилизируемость изделий – характеристика изделий, устанавливаемая при его разработке, определяющая способность изделия к полной или частичной утилизации с применением определенных технологических процессов

*** технологический процесс обработки отходов с целью повторного (вторичного) использования их компонентов и создания товарной продукции

 

Концепция доложена на Международной конференции по развитию жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы (октябрь 2011г.), на «круглом столе» в Московской городской думе (декабрь 2011г.) и изложена в публикациях:

Никитин А.Т., Степанов С.А. Москва должна стать центром культурного обращения с отходами//Природно-ресурсные ведомости, №11 (338), ноябрь 2008г.

Обращение с отходами производства и потребления в системе экологической безопасности.-М.:Изд-во МНЭПУ, 2009.- 500с.

 

Авторы: д.ф.м.н. проф. Лопатин В.Н., д.т.н. проф. Никитин А.Т., к.и.н. проф. МНЭПУ Степанов С.А.