ВНИМАНИЕ! В Вашем браузере выключен javaScript - без него не будет работать навигация по сайту!
Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
.
 
 
www.mnepu.ru >> Институты, уч. центры >> Отдел дистанционных технологий обучения >> Технология
 
 

Навигация

Обратная связь
ВОПРОС,
предложение, замечание ?







Методические материалы
логин
пароль
 
 

Технология

ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Дистанционное образование технологически реализуется в нескольких формах.
Наиболее распространенные (в ретроспективе) представлены в таблице:

Источник учебной информации Средство доставки Способ общения с сокурсниками Способ общения с преподавателем
Видео- и печатные материалы Обычная и электронная почта, факс Аудиоконференции Телефон, факс
Печатные материалы, дискеты Электронная почта, факс Аудиоконференции Электронная почта
Видео- и аудиокассеты, печатные материалы Обычная и электронная почта, телевидение и радио Аудио и видеоконференции Телефон, факс
Учебные сети, специальные онлайновые базы данных, CD-ROM Интернет, электронная почта Виртуальные дискуссии, телеконференции, форумы Электронная почта

Наибольшую популярность в мире с начала 90-х годов приобрел именно последний вариант, заменивший постепенно и учебное телевидение и специальные радиопередачи, и пересылку материалов по обычной почте. Этап аудио- и видеоконференций Россия проходит, не останавливаясь (в перманентном технологическом отставании тоже есть своя прелесть: избегаешь повторения чужих ошибок). Учебного телевидения и радио у нас уже давно нет, телефонные сети (для аудиоконференций) понятно какие, надежда на почту тоже слабая. Таким образом, дистанционная программа МНЭПУ базируется на следующих технологических принципах.
  1. Дистанционное образование в МНЭПУ строится как система и процесс, связывающий обучающегося с распределенными образовательными ресурсами.

  2. Центральный элемент системы ДО МНЭПУ – образовательный Web-портал, объединяющий в себе четыре модуля:

    ~ систему управления дистанционным образовательным процессом и учебной деятельностью;
    ~ систему организации деятельности администрации, ППС и технических служб, обеспечивающих функционирование ДО;
    ~ университетскую электронную библиотеку;
    ~ каталоги распределенных образовательных ресурсов.

  3. Вариант ДО, реализуемый в МНЭПУ, характеризуется следующим:

    ~ разъединение в пространстве и/или времени преподавателей и учащихся, самих учащихся, а также учащихся и образовательных ресурсов;
    ~ взаимодействие между преподавателем и учащимися, между учащимися, а также между учащимися и образовательными ресурсами преимущественно посредством современных телекоммуникационных средств и сетей.

    Используются также традиционные формы и средства доставки образовательной информации, в т.ч. почта, факс и др.

  4. Дистанционный образовательный процесс строится как:

    ~ регулируемый и направляемый университетом доступ обучающегося к образовательным ресурсам;
    ~ непрерывное управление видами и формами деятельности по освоению предлагаемых образовательных ресурсов;
    ~ инструктивно-методическая и консультативная поддержка обучающегося в любое удобное для него время;
    ~ постоянное обеспечение обучающегося информацией о ходе и результатах образовательного процесса, в том числе через формализованные методы и средства текущего, рубежного и итогового контроля успеваемости.

  5. Дистанционное образование в МНЭПУ строится в формах, наиболее полно удовлетворяющих образовательные потребности и учитывающих особые запросы как зачисленных, так и потенциальных студентов и слушателей МНЭПУ.


Начало учебного процесса

Когда Вы стали студентом (или, будучи студентом МНЭПУ, выбрали дистанционную форму) и получили логин и пароль (см. раздел Как поступить, менеджер ДО вышлет Вам общую инструкцию и семестровый план-график, в котором приводится перечень изучаемых дисциплин и рекомендуемый график их прохождения. В общей инструкции приводятся основные правила: как организовать свою учебную неделю (месяц, семестр), как часто выходить на связь, как сдавать экзамены и т.д. Даются также пояснения некоторых специфических терминов, указания по оформлению работ, контакты преподавателей и т.д. После получения от Вас сигнала о готовности Вам начинают высылать поочередно уже инструкции по отдельным курсам.

Дистанционные курсы

В самом общем виде изучение дистанционного курса представляет собой:

~ интенсивную и регулярную комбинированную работу над текстами,
~ работу с дополнительными информационными ресурсами,
~ решение задач, выполнение письменных работ,
~ прохождение серии контрольных мероприятий.

Курсы разрабатываются таким образом, чтобы Вы не только запомнили информацию, но и связали ее с реальными жизненными или профессиональными ситуациями. Главным критерием оценки усвоения курса является не Ваша способность воспроизвести лекционный текст (или текст учебника). В ДО главное – показать, как полученные знания реализуются. Поэтому здесь упор делается не на традиционный семестровый экзамен, а на серии работ прикладного характера, побуждающих не учить тексты, а творчески и активно осваивать информацию. Предусматриваются следующие обязательные виды работы:

Работа с текстами дистанционных лекций, учебников и пособий, другими информационными ресурсами
Текущий контроль
Дискуссии (виртуальный семинар) и анализ конкретных профессиональных ситуаций (case-study)
Письменная работа (или работы)
Рубежное тестирование
Итоговый экзамен

Количество тем, рубежей, дискуссий и письменных работ зависит от категории курса, которая указывается в его шифре на титульном листе курсового описания.

Ниже более подробно описаны особенности видов работ.

Работа с текстами

В ДО предполагается работа с текстами:

a/ традиционных учебников и пособий
b/ электронных (гипертекстовых, HTM и т.п.) учебников
c/ специально написанных лекций (дистанционные лекции).

Каждый конкретный курс представляет собой сочетание этих типов текстов. Их соотношение зависит от наличия бумажных учебников по курсу (в том числе в сканированном виде в электронных библиотеках) и их доступности.

Кроме бумажного варианта учебника, Вам может быть выслан электронный вариант (электронный учебник) – либо на CD-ROM или дискете, либо в упакованном виде – по электронной почте.
Вам также будет обеспечен доступ к электронной библиотеке – специальной каталогизированной базе данных, содержащей электронные (сканированные) варианты обычных учебников, тексты из периодики, рефераты, курсовые и дипломные работы, ссылки на дополнительные ресурсы (материалы для выполнения заданий, описания профессиональных ситуаций, другие электронные библиотеки и т.д.)
В любом случае, в описании курса и инструкции содержатся сведения о том, по какому варианту он строится, а также ссылки на соответствующие источники.

Самоконтроль
Каждая тема сопровождается вопросами или тестами, которые помогут Вам более полно изучить материал и оценить степень его освоения.
Серия содержит, как правило, 3-5 вопросов открытого характера или тестов с выбираемыми ответами.
Дискуссии

Периодически (периодичность зависит от категории курса) студент получает дискуссионное задание: либо тему для обсуждения, либо описание конкретной ситуации (кейс).
Дискуссии проводятся как групповое обсуждение проблем по заранее заданным темам. Специалисты в области дистанционного образования любят называть их виртуальными семинарами. Какая-то доля истины в этом есть, это и в самом деле аналог семинара, с одним маленьким отличием – обсуждение проводиться не в режиме реального времени и без визуального контакта с собеседниками. С другой стороны, дискуссия в Сети более продуктивна, что отчасти такими факторами:

Участие каждого обязательно, невозможно спрятаться за спинами однокурсников;
студенты имеют возможность детально обдумать как свои, так и чужие ответы, прежде чем принять участие в разговоре;
виртуальная дискуссия дает возможность заглянуть в учебник, справочные материалы и др., еще раз закрепив материал, прежде чем дать ответ. Для учебной дискуссии это очень важно.

В ряде курсов вместо дискуссионного задания Вам может быть выслана конкретная ситуация и инструкция по ее анализу. Прочтя и проанализировав ситуацию, нужно будет ответить на ряд вопросов.

Письменные работы

По многим курсам нужно будет выполнить письменную работу. Ее жанр – конрольная работа, эссе, реферат, курсовая работа – зависит от категории и характера содержания курса.
Контрольные работы более характерны для таких курсов как математика, физика, химия и т.п., информатика, некоторые общепрофессиональные и специальные дисциплины (например, бухучет, статистика, право и т.д.)
Эссе – это относительно свободные рассуждения студента по теме, заданной преподавателем. Этот тип работ более характерен для таких предметов как философия, социология, культурология. Эссе по содержанию достаточно близко к дискуссии, хотя определенные отличия есть.
Реферат, как правило, представляет собой обзор нескольких источников или мнений нескольких людей по определенной теме. Другой вариант – анализ какого-либо одного источника или теоретического наследия какого-нибудь классика (в рамках заданной темы, разумеется).
Курсовую работу предстоит выполнить по центральным, системообразующим курсам специальности и по курсам специализации. Курсовая работа в ДО включает в себя анализ реальных объектов и явлений и/или некую проектную разработку.
Более подробные указания, как на тип работы, так и по методике ее выполнения содержатся в курсовых описаниях.

Итоговый контроль

Итоговый конроль проводится по окончании семестровой части курса  и является либо зачетом либо экзаменом. Зачет проводится как правило в форме тестирования. На экзамен студент должен приехать к преподавателю. Если студент живет далеко, то допускается сдача экзамена в форме расширенного теста. При подведении результата зачета и экзамена учитываются предыдущие письменные работы по этому курсу.

Тестирование может быть проведено как в очной форме, так и в он-лайновой (в режиме реального времени, причем время ответов строго ограничено).

 
Московский университет, Высшее образование, Государственный диплом, Отсрочка от армии, Московский ВУЗ, Второе высшее, Аспирантура, Экономическое, юридическое, экологическое образование, Журналистика, Менеджмент, Иностранные языки, Экологический туризм, Политология
МНЭПУ © 2004-2009 E-mail: info@mnepu.ru Тел. (495) 231-44-45
.
Rambler's Top100 97