Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
.
 
 
www.mnepu.ru >> Факультеты, кафедры >> Юридический факультет >> Студенческая жизнь >> Неделя правовых знаний >> Программы обеспечения молодых семей жильем
 

Навигация

Обратная связь
ВОПРОС,
предложение, замечание ?







Методические материалы
логин
пароль
 
 

Программы обеспечения молодых семей жильем

    Автор: Казанская Ирина, студентка 5 курса очного отделения.

Россия на сегодняшний день - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил около 8 по сравнению с 13,4 в 1990 году. По оценкам экспертов, при сохранении такой демографической тенденции население России может уменьшиться до 100 млн. человек к 2020 году и до 50 - 55 млн. человек к 2075 году.  Таким образом, тенденции к снижению уровня рождаемости населения нашей страны могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь, конечно же, молодого поколения, и соответственно  путем формирования соответствующей политики государства. Ведь как создавать семью- «ячейку общества», если в государстве нет стабильности, нет условий для деторождения? Поэтому помощь со стороны  государства является основным побуждающим фактором для создания семьи. Причина нежелания молодых людей создавать собственную семью и обзаводиться детьми лежит на поверхности. В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания. В результате социологического опроса было выявлено, что основной причиной, по которой молодые семьи не желают заводить детей - это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов. Ну и, конечно же, немаловажным является и то, что плохие жилищные условия отрицательно влияют на репродуктивность молодых семей, так вынужденное проживание с родителями не только снижает уровень рождаемости, но и приводит к разводам. В связи с этим для улучшения демографической ситуации в стране необходимо в первую очередь обеспечить создание условий для решения жилищной проблемы молодых семей.

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входит в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675, предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Российской Федерации.

По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 20,7 млн. человек. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа семей (49,9 млн.). Из них большая часть (примерно 6 млн. молодых семей) нуждается в улучшении жилищных условий.

В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи. Государственная поддержка молодых семей может осуществляться путем:

1. предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья;

2. компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка;

3.  выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности);

4.  предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма;

5. воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.

Итак, кто же может принять участие в данной программе?

Участник подпрограммы - молодая семья (в рамках настоящей подпрограммы семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет), признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации подпрограммы.

Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 30 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

При этом в зависимости от категории молодых семей предполагается исходить из следующего:

малоимущие многодетные молодые семьи, стоящие на очереди на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления, будут в установленном порядке обеспечиваться жильем из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма;

другие категории молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, будут обеспечиваться жильем за счет личных или заемных средств с использованием различных форм оказания государственной поддержки.

Основной формой оказания государственной поддержки в решении жилищных проблем молодых семей будет предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий (за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение или строительство жилья.

Кроме того, в рамках реализации региональных программ предполагается определить условия:

  • обеспечения молодых семей жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма;
  • предоставления строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в сельской местности);
  • использования разрабатываемых в настоящее время механизмов ипотечного жилищного кредитования в обеспечении жильем отдельных категорий молодых семей;
  • участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при организации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи (создание молодежных жилищных комплексов и жилищно-строительных кооперативов).

Основными источниками финансирования подпрограммы являются:

а) средства молодых семей, используемые для частичной или полной оплаты стоимости строительства (приобретения) жилья;

б) средства бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемые на следующие цели:

  • предоставление молодым семьям безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья;
  • предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, или на погашение части кредита (займа);
  • предоставление бюджетных кредитов заказчикам-инвесторам, осуществляющим строительство жилья для молодых семей;
  • создание социально-бытовой и инженерной инфраструктуры;

в) средства федерального бюджета, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации;

г) средства заинтересованных в закреплении молодых специалистов предприятий и организаций, используемые для предоставления займов молодой семье;

д) средства кредитных организаций, используемые для кредитования молодых семей, в том числе под залог приобретаемого жилья или земельных участков, выделенных под жилищное строительство.

Каждый субъект российской Федерации может предоставить молодой семье свои льготы - так г. Москва предоставляет возможность молодой семье оплату в рассрочку, либо в кредит.

Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений), в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания. Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления, но этот норматив не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:

для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;

для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. м на каждого члена семьи.

Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:

СтЖ = Н x РЖ,

где:

СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;

Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы;

РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы.

Размер субсидии составляет не менее:

35 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (10 процентов - за счет средств федерального бюджета, не менее 25 процентов - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), - для молодых семей, не имеющих детей;

40 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (10 процентов - за счет средств федерального бюджета, не менее 30 процентов - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), - для молодых семей, имеющих 1 и более ребенка.

Молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (условия участия субъекта Российской Федерации в подпрограмме).

Выплата субсидии осуществляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка. Таким образом, государство поощряет родителей, пожелавших иметь несколько детей.

Субсидии используются для компенсации части затрат, произведенных молодыми семьями на строительство (приобретение) жилья, или направляются на погашение кредитов (займов), полученных ими на эти цели. Общая сумма полученных субсидий не может превышать размера средств, использованных молодыми семьями на строительство (приобретение) жилья, либо размера полученного кредита (займа). Также немаловажным, на мой взгляд, то, что  условием получения субсидии является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.

Как же получить молодой семье субсидию? Для этого необходимо подать заявление о выдаче свидетельства и  соответствующие документы, удостоверяющие, что Вы являетесь молодой семьей, нуждаетесь в улучшении жилищных условий, имеете дополнительные собственные средства, для оплаты приобретаемого жилья, в орган местного самоуправления по месту жительства. Затем Ваши документы будут проверены и на основании их будет выдано свидетельство. Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение субсидии. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, для молодых семей составляет 2 месяца, для банков, участвующих в реализации подпрограммы, - 9 месяцев. Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.

Молодая семья - владелец свидетельства может получить ипотечный жилищный кредит в банке, отобранном для участия в подпрограмме, в котором открыт банковский счет. Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора. Следует обратить внимание на то, что деньги Вы на руки не получаете, они списываются с Вашего банковского счета. После заключения договора купли-продажи жилья или кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья молодые семьи снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Жилое помещение, приобретенное или построенное молодой семьей, должно находиться на территории субъекта Российской Федерации, из средств бюджета которого перечисляются субсидии.

 За 1 этап подпрограммы в 2003-2005 годах 114 тыс. молодых семей улучшили свои жилищные условия, при этом молодым семьям было предоставлено 13,7 тыс. субсидий при рождении (усыновлении) ребенка.Всего за 2006 - 2010 годы в рамках подпрограммы смогут улучшить жилищные условия 181,7 тыс. молодых семей, в том числе в 2006 - 2007 годах - 69,5 тыс. молодых семей.

Итак, подведем итог. На мой взгляд,  данная программа содержит ряд недочетов, например, возрастной ценз. Согласно социальным исследованиям, молодежь в последние года все больше стремится к карьерному росту, и только потом создает семьи, отсюда и демографическая проблема нашей страны. Данная социальная программа предоставляет возможность получения подарка от Правительства как списывание кредита при рождении первого ребенка. Значит,  получается, что к 30-ти годам надо успеть и образование получить, и трудоустроиться, чтобы быть платежеспособным - выплачивать кредит (займ), и при этом обзавестись семей и успеть родить ребенка. На мой взгляд, это не совсем правильно, я согласна с тем, что нужно поощрять молодежь к деторождению, но и возраст можно повысить хотя бы на 2-3 года, так к 32 годам можно  уже построить и  карьерную базу, и уже задуматься и о семье. Кстати, указанный в законе  возрастной ценз, неоднократно оспаривался в судах Российской Федерации. Однако,  Определением Верховного Суда РФ от 30.09.2004 № КАС04 -462 решение Верховного Суда РФ от 15.07.2004 № КПИ04 - 826 оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим абзаца «семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет».

В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в недостаточной степени был задействован механизм ипотечного жилищного кредитования. Анализ достигнутых результатов выявил необходимость ее корректировки в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей при улучшении жилищных условий.

 
Московский университет, Высшее образование, Государственный диплом, Отсрочка от армии, Московский ВУЗ, Второе высшее, Аспирантура, Экономическое, юридическое, экологическое образование, Журналистика, Менеджмент, Иностранные языки, Экологический туризм, Политология
МНЭПУ © 2004-2006 E-mail: info@mnepu.ru Тел. (495) 231-44-45
.
Rambler's Top100