ВСЕМ АБИТУРИЕНТАМ,
ПРИШЕДШИМ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ



10%
скидка
НА ПЕРВЫЙ
СЕМЕСТР ОБУЧЕНИЯ!

X
  X

Он-лайн заявка на программу
обучения в МНЭПУ:

Имя, Фамилия
Программа обучения
Контактный телефон
Контактный E-mail
Код с картинки
(цифры)

Бесплатная линия:
8 (800) 200 19 92
Телефон для справок:
+7 (495) 231 44 50
Приемная комиссия:
+7 (495) 231 44 45
 Заказать звонок

Об АкадемииАбитуриентамСтудентамПрограммы и формы
образования
Институты
и кафедры
НаукаМеждународная
деятельность
Пресс-центрФилиалы
Поделиться:

Ваш e-mail:



Социальная адаптация граждан, уволенных с военной службы

Автор: старший лейтенант Е.Н. КОНЦОВА

Ежегодный мониторинг социально-экономического и правового положения граждан, уволенных с военной службы, инвалидов военной службы ичленов их семей проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 232 «Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения граждан, уволенных с военной службы, инвалидов военной службы и членов их семей». Мониторинг позволяет оценить уровень жизни, жилищного обеспечения, занятости, трудоустройства и переподготовки указанных категорий граждан.

В числе актуальных проблем военно-социальной политики на современном этапе важное место занимает проблема социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, к новым условиям жизни, связанная с необходимостью их переподготовки на новые профессии. Практически для всех граждан, увольняемых в настоящее время с военной службы, наиболее важной и трудноразрешимой является проблема, связанная с последующим трудоустройством. Ситуация на рынке труда в последние годы складывалась далеко не в пользу бывших военнослужащих.

В статье рассматривается востребованность, состояние и эффективность системы профессиональной подготовки (переподготовки) на гражданские специальности. Данные опросов, проведенных в 2002 и 2004 гг. по всероссийской выборке, приведены в табл. 1.

Таблица 1

Распределение респондентов по возрасту (в %)

2002

2004

20–30

31–40

41–50

51–60

св. 60

20–30

31–40

41–50

51–60

св. 60

Граждане, уволен-ные с военной служ-бы

12,8

15,2

34,5

23,4

8,1

13,2

18,6

27,0

24,9

7,9

Инвалиды боевых действий

14,2

21,0

33,6

18,2

8,7

11,3

14,3

29,3

24,9

16,7

В опросе участвовали две категории бывших военнослужащих: граждане, уволенные с военной службы (далее – бывшие военнослужащие) (655 чел. – 2002г. и 670 чел. – 2004 г.), а также инвалиды военной службы и боевых действий (далее – военные инвалиды) (440 чел. – 2002 г. и 446 чел. – 2004 г.).

На рис. 1. приведены данные, характеризующие категорию военных инвалидов по имеющимся у них группам инвалидности.

Рис. 1. Распределение военных инвалидов по группе инвалидности (в %)

В начале 90-х годов Российская Федерация приступила к новому этапу военной реформы, который предполагал увеличение количества увольняемых военнослужащих. Правительство РФ приняло ряд программ переподготовки и обеспечения занятости в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, инвалидов боевой травмы и членов их семей. Вчастности, практическое решение рассматриваемой проблемы осуществлялось в рамках Государственной программы «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей» на 2001–2005 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 729 (далее – Программа).

Минобороны в лице Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации выступало государственным заказчиком-координатором указанной Программы. Другими заказчиками государственной программы являлись Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки, а также Министерство внутренних дел. Вышеназванная Программа, призванная обеспечить целевое регулирование решения социальных проблем увольняемых военнослужащих играждан, уволенных с военной службы, разрабатывалась в связи с необходимостью координации и объединения усилий в данной сфере органов государственного и военного управления, местного самоуправления, учебных заведений и других организаций и учреждений.

Основной целью Программы являлось комплексное решение на государственном уровне проблем профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей.

Ниже представлены (табл. 2) краткие характеристики программ социальной адаптации военнослужащих, которые сопровождает Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации*.


Таблица 2

Российско-британская программа

Российско-норвежская программа

Программа «Россия – НАТО»

Программа ТАСИС КЕС (Комиссия европейских сообществ)

Программа ОНВФ (Обще-российский

Национальный Военный Фонд)

Региональные программы

1995–2005

Обучено –23998 чел.

Обучаются в наст. время – 860 чел.

Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону,
Самара, Екате-ринбург, Вла-дивосток

1999–2005

Обучено –

963 чел.

Обучаются в

наст. время –

100 чел.

Мурманск

2002–2005

Обучено 1279 чел., в т.ч.

2002 – 104 ч.

2003 – 367 ч.

2004 – 411 ч.

2005 – 397 ч.

Филиалы:

Ростов-на-Дону, Пермь, Калининград, Новосибирск, Ярославль, Санкт-Петербург

2003

Обучено - 367 чел.

Реализована в Воронеже, Твери, Калуге.

Создано 4 СКП

Москва, Воронеж, Тверь, Калуга

2002–2005

Основные направления:

1. Жилье для семей погибших

в/служащих (заку-плено около 1000 квартир).

2. Здоровье.

3. Материальная помощь.

4. Социальная адаптация.

(привлечено более $43 млн.)

2004–2005

Обучено Моск. обл. – 125 чел.,

Пермская обл. – 30 чел.

Краткие характеристики программ социальной адаптации военнослужащих

__________________

* Векторы: Россия – НАТО. Информационный бюллетень. № 10. 2005. С.6.

Однако опыт реализации этих программ показывает, что наиболее острой является обеспечение занятости граждан, уволенных с военной службы. Для этой группы населения, несмотря на уровень образования и профессиональной квалификации, особенно трудно найти работу, и сегодня на рынке труда они по-прежнему оказываются социальной группой риска.

В стране постепенно складывается система профориентации и трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, так как важность проблемы адаптации офицеров запаса постоянно возрастает в связи с острой потребностью рынка в квалифицированных и опытных кадрах. Вместе с тем целостная система адаптации военнослужащих на уровне государства в России пока еще не сложилась. Министерства и ведомства (Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство обороны) на своих уровнях и по своим программам решают насущные проблемы военнослужащих. Это и накладывает особую ответственность на структуры Министерства обороны, занимающиеся социальной адаптацией военнослужащих. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе социологических опросов уволенных в запас военнослужащих.

Востребованность в системе профессиональной подготовки (переподготовки) у данных групп более чем актуальна. Ответы граждан, уволенных своенной службы, представлены ниже (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос, «В какой мере отсутствие гражданской профессии затрудняло (затрудняет) ваше трудоустройство?» (в %)

Количество респондентов, не пожелавших отвечать на этот вопрос в2004 г. уменьшилось по сравнению с этой же позицией в 2002 году, и соответственно на 7% увеличилось количество тех, кто подтвердил, что отсутствие гражданской профессии, специальности затрудняет их трудоустройство. Количество респондентов, для которых это не представляло особых затруднений, осталось примерно на том же уровне.

Наблюдается уменьшение количества тех граждан, которые говорят отом, что их военная профессия востребована в гражданских условиях. Очевидно, здесь речь может идти о продолжающейся модернизации всех отраслей экономики, всеобщей информатизации процессов организации производства и управления, применении передовых технологий в сфере бизнеса и пр. Разумеется, в этих условиях отставание (по ряду причин) представителей нашей армии будет все более заметным.

Таким образом, одним из важных направлений социальной адаптации обеспечения профессиональной занятости бывших военнослужащих продолжает оставаться организация их переподготовки по гражданским специальностям.

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Требовалось ли вам обучение или переподготовка на новую специальность в связи с получением инвалидности?» (в %)

У военных инвалидов ситуация с трудоустройством, обучением и профессиональная переподготовка также остается актуальной (рис. 3).
Количество не ответивших на этот вопрос сохраняется примерно на одном уровне и составляет одну треть от общего числа опрашиваемых. Очевидно, вих число входят граждане, не способные к трудовой деятельности вследствие полученных ранений.

Сохраняется на прежнем уровне количество нуждающихся в переподготовке. Увеличилось (примерно на 10%) количество тех, у которых специальность востребована и в условиях инвалидности, а потому заявивших, что им переподготовка не требуется. Здесь нужно иметь в виду, что в последние годы в условиях перехода Вооруженных Сил на контрактный способ комплектования и участия воинов-контрактников в районах боевых действий при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе, количество граждан-инвалидов боевых действий, уже имевших какую-либо специальность до службы, увеличилось. Это обстоятельство должно учитываться при принятии решения о государственной поддержке системы социальной адаптации бывших военнослужащих. Несколько уменьшилось (на 3%) количество тех, кто вообще не имеет желания учиться чему-либо.

Респондентам обеих категорий был задан вопрос «Проходили ли вы специальное обучение в целях получения профессии, навыков работы с учетом полученной вами инвалидности (для военных инвалидов) или профессиональную подготовку (переподготовку) на гражданскую специальность (гражданам, уволенным с военной службы) (рис. 4).

 Рис. 4. Распределение ответов на вопрос о прохождении переподготовки (в %)

 Таким образом, полученные ответы позволяют сделать вывод о том, что более 80% граждан обеих категорий по разным причинам с системой подготовки (переподготовки) на новые специальности не связаны никак.

Другой проблемой социальной адаптации остается проблема дальнейшего трудоустройства. Многие, закончившие различные курсы подготовки или переобучения на новые специальности, имея в руках диплом, испытывают затруднения с устройством на работу по полученной специальности. Ниже приводятся данные, характеризующие этот вопрос (рис. 5).

 Рис. 5. Сравнительная характеристика ответов респондентов на вопрос о том, помогло ли им обучение в центрах подготовки (переподготовки) трудоустроиться (в %)

Приведенные данные свидетельствуют о том, что процент респондентов, не пожелавших ответить на заданный вопрос, примерно одинаков для обеих групп – в 2002 г. составлял примерно одну треть от всех опрашиваемых, а в 2004 г. – одну пятую от общего количества опрашиваемых. Из ответов остальной части респондентов следует, что более половины их не проходили специального обучения. В 2004 г. наблюдается тенденция к увеличению не проходивших переобучение как среди бывших военнослужащих (59,8%), так и среди военных инвалидов (63,5%).

Респондентам также был задан вопрос, каким образом опрашиваемые нашли работу после получения инвалидности или увольнения с военной службы? Примерно половина военных инвалидов (43,8% в 2002 г. и 42,6% в2004 г.) не трудоустроены. Из оставшейся половины респондентов большая часть (38,2% в 2002 г. и 46,9% в 2004 г.) проблему с трудоустройством решали с помощью родственников, знакомых и друзей. По объявлениям нашли работу 6,6% (2002) и 7% (2004). На долю федеральных центров занятости населения приходится 5,6% (2002) и 1,1% (2004), региональные центры социальной адаптации военнослужащих оказали помощь 3,6% (2002) и0,9% (2004), организации инвалидов, ветеранов оказали содействие 2,2% (2002) и1,6% (2004) опрошенных.

Не лучшим образом обстоит дело с поиском работы бывших военнослужащих. Хотя большинство бывших военнослужащих трудоустроено, около 14% из их числа не работают. Трудоустраивались с помощью знакомых, родственников и друзей почти две трети опрошенных (62,5% в 2002 г. и67,5% в 2004 г.). Самостоятельно, с помощью разного рода объявлений, нашли работу 14% опрошенных. С помощью федеральных центров занятости – не более 5% (2002) и 3% (2004), с помощью региональных центров социальной адаптации военнослужащих 1,2% (2002) и 0,3% (2004), помощь от общественных организации ветеранов военной службы получили не более 4% (2002) и 2% (2004).

Респондентам был задан также вопрос о том, в каких отраслях экономики они работают и каково сейчас их основное занятие. В основном бывшие военнослужащие работают государственными служащими (25% в 2002 г. и 20% в 2004 г.), имеют постоянную работу на государственном предприятии (22% в 2002 г. и 26% в 2004 г.), постоянную работу по найму в частных фирмах, акционерных обществах 15% (2002) и 20% (2004).

У военных инвалидов ситуация выглядит следующим образом. Не работающих – около половины опрошенных, постоянно работают на государственных предприятиях 17% (2002) и 18% (2004). Постоянно работают по найму в частных фирмах и акционерных обществах 12% (2002) и 7% (2004).

Приведенные данные неутешительны и свидетельствуют о снижающейся роли государственных структур в оказании помощи бывшим военнослужащим и военным инвалидам. Подавляющее большинство респондентов проблемы своего трудоустройства и социальной адаптации вынуждены решать самостоятельно, не надеясь на помощь государства, а рассчитывая только на себя и на помощь родственников, близких друзей. И эта ситуация также свидетельствует о падении престижа военной службы в обществе.

Основными проблемами социальной адаптации бывших военнослужащих являются:

– несовершенство российского законодательства по переподготовке увольняемых военнослужащих. В настоящее время федеральным законодательством предоставлено право увольняемым военнослужащим на бесплатную переподготовку по одной из гражданских специальностей на последнем году службы. Однако порядок финансирования законодательством не определен. В то же время законодательством не определяется возможность финансирования профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих из бюджетов субъектов Российской Федерации;

– отсутствие финансирования переподготовки из федерального бюджета;

– слабая техническая оснащенность справочно-консультационных пунктов (СКП), созданных в воинских частях и гарнизонах.

Между тем, по данным некоторых СМИ (Шигов М. Долг защитника отечества – понятие двустороннее. Опыт социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих стран НАТО // Независимое военное обозрение. 2005. 14 мая.), среди мер, принимаемых руководством стран НАТО по повышению популярности и престижности службы в вооруженных силах, важное место отводится вопросам социального обеспечения личного состава.

Справочно. В США вопросами льгот и привилегий ветеранов вооруженных сил занимается Министерство по делам ветеранов. До 15.03.1989 г. эти вопросы находились в ведении управления по делам ветеранов; повышение его статуса до уровня министерства свидетельствует о значимости, которая придается в США вопросам социального обеспечения бывших военнослужащих. Указанное министерство ведает делами по установлению льгот, назначению пособий и пенсий, защите прав бывших военнослужащих, участников боевых действий, ветеранов, находящихся на действительной военной службе. По данным печати, в настоящее время услугами этого министерства пользуются или могут пользоваться около 73 млн. человек (1/3 населения страны): 27 млн. человек, отнесенных к категории ветеранов, и 46 млн. – члены их семей.

В Великобритании значительная часть средств, выделяемых правительством Министерству обороны на социальные нужды, расходуется на решение проблем увольняемых или уволенных в запас военнослужащих.

Во Франции одна из отличительных черт политики в области переподготовки военнослужащих ВС заключается в том, что совокупность "комплектование – обучение – переподготовка" рассматривается как единое целое, предполагающее возможность для военнослужащих не только успешно осуществлять свою службу в армии, но и добиться успеха при возвращении в гражданское общество в рамках своей второй карьеры.

В Германии военнослужащие по контракту могут приобрести в учебных заведениях бундесвера гражданскую специальность или закончить гражданский вуз. Военнослужащим, уволенным из рядов ВС и не работавшим до призыва, в бундесвере оказывается помощь в поиске работы в зависимости от навыков и наличия гражданской специальности.

Таким образом, решение социальных проблем военнослужащих стран НАТО находится под постоянным контролем военно-политического руководства стран – членов альянса. Создание меньших по количеству, но лучших по качеству вооруженных сил сопровождается целым рядом мер социального характера, направленных на удовлетворение насущных потребностей военнослужащих, укрепление их уверенности в завтрашнем дне, усиление заинтересованности в службе, повышение ее престижности и привлечение в армейские ряды наиболее подготовленных лиц из числа гражданской молодежи.

В целях организации работы по выполнению мероприятий указанной государственной программы приказом Министра обороны РФ от 19 марта 2002 г. № 115 были утверждены План реализации государственной программы «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей» на 2001–2005 годы, Положение об объединенной исполнительной дирекции по реализации данной программы, а также Типовое положение овнештатном справочно-консультационном пункте (СКП) для проведения профессиональной ориентации военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов ихсемей.

В частности, меморандум, подписанный 8 июня 2002 года в Брюсселе между Минобороны РФ и НАТО, закрепил создание информационно-консультационного и учебного центра социальной адаптации военнослужащих, увольняемых или уволенных в запас из Вооруженных Сил Российской федерации», Центра «Россия — НАТО» при Минобороны России. Центр стал основой системы информирования военнослужащих, организовав шесть филиалов в Московском (г. Ярославль), Ленинградском (г. Санкт-Петербург), Сибирском (г. Новосибирск), Северо-Кавказском (г. Ростов-на-Дону), Приволжско-Уральском (г.Пермь) военных округах и на Балтийском флоте (г.Калининград). Центр стал головным органом в системе Минобороны по проблемам информирования военнослужащих при их увольнении в запас, его возможности были учтены в Государственной программе социальной адаптации военнослужащих на 2002–2005 гг.

В настоящее время в Интернете открыт и действует сайт, где постоянно можно получить всю необходимую информацию соответствующего характера.

Сегодня в Российской Федерации существует свыше полутора тысяч высших учебных заведений, которые могут провести переподготовку увольняемых или уволенных в запас военнослужащих. Есть десятки других учебных организаций, центров, курсов. Их адреса, фамилии руководителей и телефоны также легко найти на сайте, причем по всем 89 регионам Российской Федерации. Кроме того, Центр регулярно рассылает информацию и в информационном бюллетене «Векторы: Россия — НАТО». Бюллетень издается ежеквартально и распространяется в войсках, институтах и т.д. Все это должно способствовать тому, чтобы военнослужащие так или иначе могли иметь возможность получить хотя бы часть информации. За прошедшие годы более 100 тыс. человек обратились по различным каналам к специалистам Центра и получили необходимую информацию (по данным - Векторы: Россия – НАТО. Информационный бюллетень. № 10. 2005. С. 9). Организуя региональные конференции и семинары (по состоянию на 17.04.2006 г. Центром проведено 18 межрегиональных конференций и семинаров, круглых столов). Центр вносит вклад в повышение внимания среди региональных военных и гражданских властей к социальным проблемам военнослужащих играждан, уволенных с военной службы.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 19 марта 2002 г. № 115 для решения проблем профессионального информирования увольняемых военнослужащих во всех воинских частях от отдельного батальона ивыше, а также в военных комиссариатах, службах занятости созданы справочно-консультационные пункты (СКП). Несмотря на то, что их численность достигает полутора тысяч, эффективность их работы по-прежнему остается еще невысокой. Это объясняется тем, что СКП созданы на нештатной основе и слабо оснащены технически. Как показывает анализ отчетов руководителей этих пунктов, основная проблема, которую не могут решить на местах, это ограниченность, а зачастую и невозможность направить граждан на профессиональную переподготовку (по данным - Векторы: Россия – НАТО. Информационный бюллетень. № 10. 2005. С. 13).

В центре «Россия — НАТО» существует небольшая программа, по которой ежегодно подготавливается не менее ста специалистов, работающих вобласти социальной адаптации, преподавателей. Причем в последние годы делается упор на то, чтобы готовить не менее 50 человек из ста для работы внештатных СКП. На базе центра также осуществляется и переподготовка военнослужащих по следующим программам: «Информационные технологии, компьютерная верстка и графика», «Организация малого и среднего бизнеса», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации», «Экономика в сфере туризма и гостиничного хозяйства». По состоянию на 17.04.2006 по программам профессиональной переподготовки на гражданские профессии обучено 938 военнослужащих. Прошли повышение квалификации 516 специалистов по программе «Организация работы по социальной адаптации военнослужащих» из 62 субъектов Российской Федерации. Из них около половины – сотрудники внештатных справочно-консультационных пунктов при воинских частях Минобороны России.

В связи с реформированием военной организации государства и дальнейшим сокращением ее численности значительное число уволенных военнослужащих и членов их семей попали в трудную жизненную ситуацию, выход из которой требует государственной поддержки. Социально-психологическая адаптация для людей, которые с юности посвятили себя военной службе, превращается в сложный запутанный процесс, который трудно преодолеть в одиночку. Без квалифицированной помощи офицерам трудно принять нормы и требования гражданской жизни, освоить новые социальные роли и обрести новые стратегию и тактику поведения. Центр занимается и трудоустройством военнослужащих. За период с 01.12.2004 по 17.04.2006гг. специализированным отделом Центра «Россия – НАТО» трудоустроено 413 военнослужащих (по данным - Векторы: Россия – НАТО. Информационный бюллетень. № 10. 2005. С. 44), еще свыше 600 военнослужащим оказана консультативная помощь в поиске работы.

Отдел содействия в трудоустройстве военнослужащих эффективно сочетает в себе метод рекрутинга и комплексную систему работы с соискателями; оказывает консультационные услуги; осуществляет комплексное сопровождение военнослужащих в процессе поиска работы; взаимодействует сцентрами социальной адаптации и переподготовки. Отдел готов содействовать в трудоустройстве не только военнослужащим, прошедшим профессиональную подготовку, но и остро нуждающимся в работе военным.

В марте 2006 года Информационно-консультационному и учебному центру «Россия – НАТО» исполнилось четыре года. Сегодня он является одним из важнейших направлений сотрудничества Москвы и Брюсселя. По словам заместителя помощника Генерального секретаря НАТО по делам регионов, экономики и безопасности Патрика Ардуана (Серенко А. НАТО становится профсоюзом для российских офицеров (Интервью) // Независимое военное обозрение. 2005. 22 апреля), НАТО ежегодно тратит 420 тыс. евро на программу адаптации российских военнослужащих к гражданской жизни. Прямого финансирования Центра Россия не осуществляет, но помещения для работы Центра были предоставлены на безвозмездной основе, решена проблема арендной платы, Центр пользуется серьезной поддержкой Минобороны России. По мнению представителя НАТО, сфера адаптации военных к гражданской жизни в свое время была выявлена как наиболее перспективная для сотрудничества с Россией, и НАТО может принести пользу в этом отношении, так как в странах блока давно занимаются этой проблемой.

Министерство обороны России видит следующие пути решения выше обозначенных проблем.

1. Совершенствование нормативной базы, обеспечение увольняемых военнослужащих реальной возможностью переподготовки на последнем году службы. Решение проблем финансирования из средств федерального бюджета и местных бюджетов РФ.

2. Продолжение реализации международных программ переподготовки военнослужащих.

Положительное решение двух перечисленных пунктов позволит решить вопросы оснащения справочно-консультационных пунктов оргтехникой, офисным оборудованием, привлечь внимание руководителей профильных комитетов Федерального Собрания РФ к вопросам переподготовки увольняемых военнослужащих по специальностям, востребованным отраслями современной экономики.



Москва, ст.м. Войковская или
пл. "Красный Балтиец" Рижской ж.д.,
ул. Космонавта Волкова, д. 20

Тел.: +7 (495) 231-44-45
Факс: +7 (499) 159-17-27
info@mnepu.ru

Copyright © 1992-2015
Академия МНЭПУ
707

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Академия МНЭПУ" (НОУ ВПО "Академия МНЭПУ") – первое в России негосударственное высшее учебное заведение экологического профиля, которое реализует социально-экологические программы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.



 
 
 
 
 
 
Полезные статьи

Использование в Интернет-пространстве и СМИ текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации - страницу на сайте www.mnepu.ru
Все интерактивные материалы, представленная на сайте, являтся авторской собственностью. Использование их без согласия правообладателя запрещено.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER
Открыть промо-страничку
Мы в соцсетях:
Вакансии
Подписаться на новости
Добавить в: