ВНИМАНИЕ! В Вашем браузере выключен javaScript - без него не будет работать навигация по сайту!
Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
.
 
 
www.mnepu.ru >> Факультеты, кафедры >> ФСК >> Научное направление и специализация
 
 

Навигация

Обратная связь
ВОПРОС,
предложение, замечание ?







Методические материалы
логин
пароль
 
 

Научное направление и специализация

Научное направление "Экологическая психология" создано при кафедре психологии факультета социальных коммуникаций 1 сентября 2000 г. решением Ученого совета ФСК.
Направление объединило в единый коллектив исследовательские группы, разрабатывающие следующие проблемы экологической психологии: экопсихология как область психологических исследований; психология экологического сознания; психолого-педагогические аспекты экологического образования; эколого-психологические аспекты старения, эколого-психологические аспекты Интернет-среды.
С 1 сентября 2004 года члены творческого коллектива "Экологическая психология" вошли в состав лаборатории экологической психологии, созданной на базе лаборатории психодиагностики ФСК.
Основные исследовательские задачи направления:

1). Разработка методологических, теоретических и методических проблем основных направлений экологической психологии с целью разработки эколого-психологического подхода к развитию психических процессов, психических состояний и сознания человека как различных проявлений единой по своей природе психической реальности.
2). Разработка и апробация психолого-педагогических аспектов экологического образования.
3). Разработка и апробация эколого-психологических аспектов старения и Интернет среды.
05.02.2004 г. решением Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова (№ 93-8-51) впервые в России при факультете социальных коммуникаций открыта специализация "Экологическая психология", утверждены программы следующих дисциплин:

  1. Панов В. И., Гагарин А. В. Экологическая психология: интегрированный курс. Программа дисциплины. М.: Международный независимый эколого-политологический университет, 2003. 16 с.
  2. Панов В. И., Гагарин А. В. Экологическая психология: практический курс. Учебная программа. М.: Изд. МНЭПУ, 2001. 20 с.
  3. Панов В. И. Психология экологического сознания. М.: Международный независимый эколого-политологический университет, 2003. 16 с.
  4. Панов В. И. Психология образовательной среды. М.: Международный независимый эколого-политологический университет, 2003. 16 с.
  5. Гагарин А. В. Психолого-педагогические аспекты экологического образования (проблемы формирования экологичной личности): Программа дисциплины. М.: Международный независимый эколого-политологический университет, 2003. 12 с.
  6. Гагарин А. В. Экологическое образование: теоретико-методологические и методические аспекты. М.: Международный независимый эколого-политологический университет, 2003. 12 с.
  7. Гагарин А. В. Экология детства. Программа дисциплины. М.: Международный независимый эколого-политологический университет, 2003. 12 с.

В числе исследователей направления преподавателей специализации "Экологическая психология":
Член-корр. РАО, доктор психологических наук Панов Виктор Иванович (исследовательские группы: "Экопсихология как область психологических исследований"; "Психология экологического сознания").
Доктор педагогических наук, профессор Иващенко Александр Васильевич (исследовательская группа "Психолого-педагогические аспекты формирования эколого-ориентированного мировоззрения")
Доктор педагогических наук, профессор МНЭПУ Гагарин Александр Валерьевич (исследовательская группа "Психолого-педагогические аспекты экологического образования").
Кандидат психологических наук Сердакова Кира Геннадьевна (исследовательская группа "Эколого-психологические аспекты старения").
Студенты 5 курса ФСК (психология) Агеева Надежда и Бочаров Алексей (исследовательская группа "Психологические аспекты Интернет-среды").
За последние пять лет было защищено три кандидатских и одна докторская диссертации:

  1. Гагарин А.В. Воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы. Дис. … к. пед. н. Москва. Институт молодежи. 2000.
  2. Лапчинская Н.В. Психологические условия формирования экологического сознания. Дис … к.психол.н. Москва. Психологический инстиут РАО. 2001.
  3. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания. Дис. … д-ра пед.н. Москва. Московский гуманитарный университет. 2004.

За последние пять лет издано более 60-ти монографий и научно-методических пособий, среди которых:

  • Панов В.И. Введение в экологическую психологию. Учебное пособие. М., Изд-во МНЭПУ, 2001. 144 с. (9 п.л.)
  • Панов В.И. Основные направления экологической психологии: Краткий курс. - Смоленск: Универсум; М.: Психологический институт РАО, 2001. - 100 с. - 5,0 п.л.
  • Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. Монография, М.: Наука. - 17 п.л.
  • Панов В.И. Редактор / Проектирование образовательной среды в учреждении дополнительного образования (рабочая концепция). Вып.1.М., Южный учебный округ, ЦТДЮ "Радужный", 2000. - 130 с. - 6,0 п.л.
  • Гагарин А.В. Воспитание природой: Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания: Монография / Психологический институт РАО, Экопсицентр РОСС. М.: Московский городской психолого-педагогический институт. 2000. 232 с. (13,5 п.л.).
  • Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: Монография. М.: Издательство Российского университета дружбы народов. 2003. 184 с. (11,5 п.л.).

Количество изданных статей за последние пять лет насчитывает более 50-ти, в том числе в центральных журналах:

  • Иващенко А.В. Аксиологический подход в экологическом воспитании учащихся // 3-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 15-17 сентября 2003 г.) / Психологический институт РАО, Международный независимый эколого-политологический университет и др. М., 2003
  • Панов В.И. Экопсихологический подход к изучению психики (объект, предмет исследования // Доклады юбилейной научной сесии, посвященной 85-летию Психологического института им.Л.Г.Щукиной /Под ред.В.В.Рубцова. М., 1999. (-235 с.). С.177-193. - 0.8 п.л.
  • Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс-минус. 2000, №3. с.3-10. - 0,6 п.л.
  • Панов В.И. Не только дар, но и испытание // Директор школы, 2000, №3. С.56-62. - 0,4 п.л.
  • Панов В.И. От развивающего обучения к развивающему образованию // Известия Российской Академии образования. М.: Магистр-пресс, 2000, №2. С.60-70. - 0, 75 п.л.
  • Панов В.И. Введение в психологию экологического сознания. М.: Психологический институт РАО - Экопсицентр РОСС. 2000. - 38 с. - 1.5 п.л.
  • Дерябо С.Д, Ясвин В.А., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология. 2000, №4. С.52-66. - 1,0 п.л.
  • Панов В.И. О предмете психологии экологического сознания // Прикладная психология, 2000, №6. С.1-15. - 1,0 п.л.
  • Панов В.И., Юркевич В.С. Конференция по проблемам одаренности // Вопросы психологии, 2001, №3. С.135-140. - 0,5 п.л.
  • Панов В.И., Богатырева Л.М., Ивошина Т.Г., Лебедева В.П., Шумакова Н.Б. Взаимодействие науки и практики в развивающем образовании // Известия Российской академии образования. - М.: Магистр-пресс, 2001, №2. С.60-64. - 0,5 п.л.
  • Панов В.И. Сопоставительный анализ отношения к здоровью и здоровому образу жизни у школьников из экологически благополучных и неблагополучных регионов // Вестник РГНФ. 2001, №3. С.165-174. - 0,6
  • Панов В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения // Психологическая наука и образование, 2001, №2. С14-20. - 0,4 п.л.
  • Панов В.И., Круглова Н.Ф. Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности и школьная неуспешность // Прикладная психология, 2001, № 5. С.40-51. - 0,9 п.л.
  • Панов В.И. Методологические предпосылки анализа психики как объекта психологии созидания // Ежегодник РПО. Антология современной психологии конца 20 века (По материалам конференции ПСИХОЛОГИЯ СОЗИДАНИЯ). Том 7, выпуск 3. Казань, 2001. С.28-40. - 0,7 п.л.
  • Панов В.И. Психические состояния с точки зрения экопсихологического подхода // Прикладная психология, 2002, №3. С.23-37. - 1,0 п.л.
  • Панов В.И. Дидактические и психологические основания современных образовательных систем // Дополнительное образование, 2003, №6. С.3-7. - 0,5 п.л.
  • Панов В.И. Одаренность как педагогический и психологический феномен // Дополнительное образование, 2003, №6. С.3-6. - 0,4 п.л.
  • Гагарин А.В. Преодоление элементов формализма в экологическом образовании // Акмеология. 2003. №1. С. 19-24 (0,7 п.л.).
  • Гагарин А.В. Проблема экологического образования в антропоэкологическом контексте // "Использование и охрана природных ресурсов в России": Ежемесячный бюллетень / Национальное информационное агентство "Природные ресурсы". №6. 2003. С. 102-109 (0,9 п.л.).
  • Гагарин А.В. К проблеме перехода от традиционной к гуманистической модели экологического образования // Прикладная психология. 2001. №6. С. 71-78 (0,5 п.л.).
  • Гагарин А.В. О развивающем характере современной системы дополнительного образования детей и молодежи // Психологическая наука и образование. 2001. №3. С. 44-50 (0,9 п.л.).
  • Гагарин А.В. Освоение учащимися эколого-ориентированных ценностей в условиях природоориентированной деятельности // Вестник Оренбургского университета. 2004. №1 (0,7 п.л.)/
  • Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как важнейшее условие формирования экологического сознания // Акмеология. 2003. №3. (0,5 п.л.).
  • Гагарин А.В. Воспитание природой / Страница психолога // Биология в школе. 2003. №3. С. 16-20; №5. С. 17-22 (1,1 п.л.).
  • Гагарин А.В. К определению сущности понятия "природоориентированная деятельность" // Вестник РУДН: серия "Психология, педагогика". 2003. №1. С. (0,7 п.л.)

Творческий коллектив лаборатории регулярно участвует в международных и всероссийских конференциях с докладами и сообщениями:

Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения". МГИДА. 2001 VII Международная конференция по экологическому образованию "Развитие детского и молодежного экологического движения" Санкт-Петербург Международный Зеленый Крест и др. 27-29 июня 2001

Шестая международная летняя школа "Проблемы экологии и здоровья, эндоэкологической медицины, управления качеством жизни" Москва Тройственный проект сотрудничества (МНЭПУ, Москва; Бернский Университет, Берн, Швейцарская конфедерация; Гарвардский Университет, Бостон, США) 6-7 июня 2002

VIII Международная конференция по экологическому образованию "Экологическое образование: на пороге "Рио+10" Москва Международный Зеленый Крест и др. 26-28 июня 2002

IX Международная конференция по экологическому образованию "Региональная образовательная политика для устойчивого будущего" Россия, Тверь Администрация Тверской области Минприроды РФ Российский Зеленый крест и др. 2-4 июля
Всероссийская научно-практическая конференция Российского Психологического Общества (РПО) "Психология созидания") г. Казань РПО 2000

2-я Российская конференция по экологической психологии Москва Психологический институт Российской Академия Образования (лаборатория экопсихологии развития) 12-14 апреля 2000

Всероссийская конференция "Образование в концепции устойчивого развития общества" г. Зеленоград Московский Комитет образования (МКО) Международный институт делового администрирования (МИДА) и др. 30-31 марта 2001

Всероссийская научно-практическая конференция РПО "Психология и ее приложения" (раздел "Психология в системе наук /междисциплинарные исследования"/) Москва РПО МГУ им. М.В. Ломоносова 29 января-2 февраля 2002

Internet-конференция Актуальные проблемы экологической психологии и философской антропологии в образовательной политике России МНЭПУ Декабрь 2001-октябрь 2002

3-я по экопсихологии 15-17 сентября 2003 Москва Психологический институт РАО
А также в научных проектах и грантах:

Науч. руководитель Исполнители Название фонда, номер проекта Наименование темы Сроки исполнения
Панов В.И. Рубцов В.В., Барабанщиков В.А., Ясвин В.А., Леонова А.Б. и др. РГНФ №00-06-14019 2-ая Российская конференция по экологической психологии 2000
Панов В.И Хисамбеев Ш.Р.,
Гагарин А.В., Лидская Э.В
РГНФ № 00-06-00209 Экопсихология как область психологичес-ких исследований 2000-2002

Количество докторантов, аспирантов, соискателей за последние 5 лет составило шесть человек, среди которых:

Докторанты:
  • Гагарин Александр Валерьевич. Тема: "Природоориентированная деятельность учащихся как условия формирования экологического сознания"
  • Сердакова Кира Геннадьевна. Тема: "Эколого-психологические аспекты старения"

Аспиранты:

  • Хисамбеев Шамиль Раисович. Тема: "Особенности мотивации учащихся в творческой образовательной среде"
  • Позднякова Галина Павловна. Тема: "Двигательная активность как фактор и условие психического развития дошкольника"
  • Зотова Светлана Леонидовна. Тема: "Учебная рефлексия как фактор и условие образовательной среды"
  • Кодес Полина Борисовна. Тема: "Изучение жизненной стратегии старшеклассника"
 
Московский университет, Высшее образование, Государственный диплом, Отсрочка от армии, Московский ВУЗ, Второе высшее, Аспирантура, Экономическое, юридическое, экологическое образование, Журналистика, Менеджмент, Иностранные языки, Экологический туризм, Политология
МНЭПУ © 2004-2009 E-mail: info@mnepu.ru Тел. (495) 231-44-45
.
Rambler's Top100 795