ВСЕМ АБИТУРИЕНТАМ,
ПРИШЕДШИМ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ



10%
скидка
НА ПЕРВЫЙ
СЕМЕСТР ОБУЧЕНИЯ!

X
  X

Он-лайн заявка на программу
обучения в МНЭПУ:

Имя, Фамилия
Программа обучения
Контактный телефон
Контактный E-mail
Код с картинки
(цифры)

Бесплатная линия:
8 (800) 200 19 92
Телефон для справок:
+7 (495) 231 44 50
Приемная комиссия:
+7 (495) 231 44 45
 Заказать звонок

Об АкадемииАбитуриентамСтудентамПрограммы и формы
образования
Институты
и кафедры
НаукаМеждународная
деятельность
Пресс-центрФилиалы
Поделиться:

Ваш e-mail:
FLASH не установлен



Краткий теоретический курс

1. Физическая культура –  часть общечеловеческой культуры, представляющей собой совокупность достижений общества в физическом совершенствовании человека. ФК представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. Первые это спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение, Вторые это произведения искусств, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, а так же эстетические ценности – физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.  

 2. Физическое воспитание – педагогический процесс, активного приобщения человека к ценностям ФК,  направленный на укрепление его  здоровья, повышения работоспособности, формирование и развитие его двигательных умений и навыков.

3. Физическое развитие -биологический процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма, вызванный природными механизмами его приспособления к требованиям окружающей среды, а так же целенаправленного физического воспитания. 

4.  Компоненты физической культуры

Физическое воспитание оказывает целенаправленное влияние на процесс физиологического и психологического развития человека. Оздоровительно-реабилитационная ФК - использует физические упражнения в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболевания или травм. (ЛФК), Фоновые виды ФКгигиеническая (утренняя гимнастика, прогулки, лёгкие физические упражнения в режиме дня), рекреативная ФК ( туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая ФК, оказывая оперативное воздействие на текущее функциональное состояние организма создаёт благоприятный «фон» жизнедеятельности.

5. Физическое образование - это  процесс подготовки специалистов в области физической культуры, т.е. обучение в уч. заведениях.  

6. Физические качества. Двигательные качества,  характеризующие двигательные возможности организма принято называть физическими качествами. Основными физическими качествами являются сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость.   

Сила- это способность человека преодолевать внешнее сопротивление.

Выносливость – способность человека продолжительное время выполнять работу на высоком функциональном уровне без снижения эффективности.

Быстрота – способность человека выполнять движения и действия в минимальный для данных условий отрезок времени.  Различают три формы проявления быстроты: быстроту двигательной реакции, быстроту отдельного движения и частоту движений.                       

Ловкость – это способность человека находчиво, своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникшей двигательной задачей. Ловкость отражает многие качества человека. Её развитие связано с повышением способности студента к выполнению сложнокоординированных движений.     

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой. Значительную роль в наличии гибкости у человека играет его наследственность, однако с возрастом её показатели демонстрируемые в детстве и юности быстро угасают. В тоже время люди, выполняющие регулярно специальные физические упражнения, поддерживающие это качество (например, профессионалы балета), сохраняют его до преклонного возраста.

7. Физическая подготовка или  подготовленность - это  процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.   

8. Функциональная подготовленность - это результат успешной физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма. 

9. Функциональные свойства или возможности – это количественный параметр основных функциональных систем организма (дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная система).

10. Организм человека – это высокоорганизованная саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система находящаяся под непрерывным контролем биологической и социальной программ.

Биологическая – определяет анатомические и физиологические особенности развития организма, в основном передаётся по наследству.

Социальная – формирует  личность человека, соответственно общественно-исторического развития общества в котором он находится. Под влиянием окружающих условий и людей вырабатывается внутренняя позиция человека, выражающаяся в его отношении к воздействию внешних условий.

Онтогенез – индивидуальное развитие живого существа от зачатия до окончания жизни. Возраст юношеский – 16-21год, зрелый – 22-60 лет, пожилой 61 -74 года, старческий более 75 лет.

Филогенез – развитие человеческого организма в течение всего времени жизни на земле.

11. Характеристика процессов утомления и восстановления.

Утомление - временное состояние организма, возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы  приводящее к снижению её интенсивности. Оно связано с ощущением усталости и является естественным сигналом возможного истощения организма. Различают компенсированную фазу – без видимого снижения работоспособности, некомпенсированную – при невозможности поддержания нужной интенсивности работы, острое – приводящее к отказу продолжения работы, хроническое - возникающее при многократной утомительной работе.  

Восстановление – процесс возвращения физиологических и биохимических функций организма к исходному состоянию. Время восстановления – восстановительный период. Восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация), что имеет громадное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности. Различают раннюю фазу восстановления – несколько минут после лёгкой работы и несколько часов после тяжелой, а также позднюю фазу, которая может длится до нескольких суток.

12. Понятие саморегуляции и самосовершенствования организма.

Гомеостазис – это свойство организма, заключающееся в поддержании жизненно-важных параметров в определенных (постоянных) границах при допустимых изменениях внешней среды.

13. ЖЕЛ – максимальный объём воздуха который может выдохнуть человек после максимального вдоха.(спирометрия  Ж -  3000 -3500мл. М – 3800 – 4200мл. спортсмены 5000 и 7000 соот.). 

14. МПК - Максимальное потребление кислорода– наибольшее количество кислорода, которое может усвоить организм при предельно напряжённой для него работе. У не занимающихся 2-3,5 л/мин, у спортсменов свыше 6 л/мин.

15. Гипокинезия – состояние организма при недостаточной двигательной активности.

16. Гиподинамия - наличие отрицательных морфофункциональных изменений в организме человека вследствие гипокинезии.

17. Предстартовое состояние

Предстоящая работа всегда вызывает в организме определённые подготовительные реакции. Так называемое в спорте  предстартовое состояние возникает за несколько часов и даже суток. Имеет место и непосредственно стартовое состояние, которое характеризуется усилением предстартовых реакций. При благоприятном  соотношении факторов наблюдается мобилизация функций и повышение работоспособности организма,  однако в противном случае имеет место чрезмерное возбуждение, либо торможение ряда функций, что приводит к понижению работоспособности.

Отмечено три разновидности предстартовых состояний:

1) боевая готовность - наилучший и желаемый результат, при котором повышается возбудимость и лабильность (подвижность) двигательного аппарата, усиливается деятельность органов дыхания, кровообращения и др. систем, ответственных в обеспечении предстоящей работы.

2) предстартовая лихорадка – сопровождается резко выраженными процессами возбуждения, снижающими способность к дифференцированию раздражителей и ухудшению процессов координации и управления движениями.

3) предстартовая апатия – когда преобладают тормозные процессы, не дающие организму эффективно подготовиться к предстоящим действиям.

18.   Массовый спорт даёт возможность  миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни. Его цель укрепить здоровье занимающихся, улучшить их физическое развитие и подготовленность, а также активно отдохнуть.

19. Цель большого спорта или спорта высших достижений принципиально отличается от цели массового и формулируется как достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.     Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших национальных и тем более международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене.

20.  Двигательное умение это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

21.Двигательный навыктакая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надёжностью. 

Прочный двигательный навык сохраняется в течении многих лет. Благодаря способности к навыку, человек имеет возможность освободить ум и волю для новых работ и свершений.

22. Общие методы развития физических качеств.
Развитие и совершенствование физических качеств происходит под влиянием многократного выполнения соответствующих упражнений. В зависимости от количества повторений упражнений, особенностей их чередования, мощности и длительности работы, а так же интервалов отдыха между выполнениями упражнений различают следующие общие методы развития физических качеств: равномерный, повторный, переменный, контрольный, интервальный и соревновательный.

     Равномерный метод характеризуется выполнением физических упражнений одинаковой интенсивностью и постепенным увеличением продолжительности работы.

     Повторный метод характеризуется многократным выполнением однотипных упражнений через определённые промежутки времени. Эти повторения могут использоваться с перерывами и без них.

     Переменный метод заключается в периодическом изменении интенсивности, длительности непрерывно выполняемых физических упражнений.

     Контрольный метод состоит в периодической проверке подготовленности занимающихся.

     Интервальный метод заключается в выполнении тренировочной работы по частям с постепенным сокращением времени отдыха между ними.

     Соревновательный метод характеризуется выполнением физических упражнений с наибольшей интенсивностью в условиях состязании.

     В процессе физической подготовки на различных этапах обучения и даже в течении одного занятия могут применяться различные методы.

23. Воспитание физических качеств

 Сила и её развитие.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление.

     В процессе выполнения различных движений в трудовой или спортивной деятельности человек может поднимать, опускать  или удерживать тяжёлые грузы. При этом мышцы, обеспечивающие эти движения, работают в различных режимах:

 преодолевающем - если при преодолении какого-либо сопротивления они сокращаются и укорачиваются (выжимание штанги);

уступающем – если мышцы растягиваются и удлиняются (опускание какого-либо груза);

статическом или изометрическом – если мышцы, работая, не изменяют своей длины (удерживание груза).

     Средствами развития силы являются определённые виды силовых упражнений:

     С внешним сопротивлением

  а) упражнения с тяжестями – штангой, гантелями, гирями удобны своей универсальностью. С их помощью можно воздействовать как на самые малые, так и на наиболее крупные мышечные группы. Эти упражнения легко дозировать.

     б) с партнёром, при которых сопротивлением служит его вес или сила мышц.  Они оказывают благоприятное эмоциональное воздействие.

     в) с сопротивлением блочных устройств и упругих предметов пользуются широкой популярностью у людей различного возраста и разной степени подготовленности. Конструкции большинства тренажёров позволяют выполнять движения по единственно правильной траектории, а также исключают возможность травм.    

     Упражнения в преодолении собственного веса

     а) Гимнастические силовые упражнения.

     Подтягивание на перекладине, подъёмы силой  и переворотом на перекладине отжимание на брусьях и в упоре лёжа, лазание по канату являются отличным средством укрепления и развития силы мышц плечевого пояса, брюшного пресса.

     б) легкоатлетические прыжковые упражнения. Подскоки, прыжки с ноги на ногу, на двух ногах с места, с разбега и другие упражнения дают большой эффект в развитии силы мышц ног и туловища.

     Изометрические упражнения

     а) упражнения в активном напряжении мышц (упираясь ногами в закреплённую перекладину, попытка оторвать от пола штангу чрезмерного веса и др.).

     б) упражнения в пассивном напряжении мышц (удержание груза на предплечьях рук, плечах, спине и т. п.).

     Какими же методами можно развить силу?

     Во-первых, методом «до отказа» когда занимающийся непрерывно выполняет упражнения на максимальное количество раз. Наиболее эффективными при этом являются заключительные движения, когда на фоне развивающегося утомления преодолеваемое сопротивление становится максимальным раздражителем, а это как раз и вызывает ответную реакцию организма, увеличение мышечной силы.

     Во-вторых,  повторяя  одно и тоже физическое упражнение, но с одинаковой мощностью, характером и длительностью интервалов отдыха. При этом повторном методе величина усилий должна составлять 50-80% от максимального уровня, что определяется наибольшим  весом, поднятым занимающимся однократно или максимально повторенным в одном подходе к спортивному снаряду.

     В третьих, методом максимальных усилий, когда используются предельные или околопредельные отягощения, которые возможно поднять не более 1-3 раз в подходе.  Веса большие, чем предельный тренировочный, используют лишь изредка: один раз в 7 -14 дней.

     В четвёртых, методом динамических усилий с малыми отягощениями, но с наивысшей скоростью. Такие упражнения развивают способность проявлять силу в условиях быстрого движения т.н., «динамическую) силу.

     И, наконец, с помощью изометрического метода, который  заключается в выполнении кратковременных максимальных напряжений, по 5-6 секунд, без изменения длины мышц. Изометрические упражнения применяются, как дополнительное средство развития силы.

 Быстрота и её развитие.

     Быстрота – способность человека выполнять движения и

действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

     Различают три формы проявления быстроты: быстроту двигательной реакции, быстроту отдельного движения и частоту движений.

     Развитие и совершенствование быстроты обеспечивается благодаря активному участию занимающихся в подвижных играх (футбол, баскетбол, в лапту и др.),  занятию ими некоторыми видами единоборств (бокс, борьба, фехтование), путём выполнения циклических и ациклических упражнений максимальной мощности (бег на 60-100 м, плавание на 25-50 м, тройной прыжок, метание гранаты и др.).  

     Для развития быстроты наиболее эффективными являются общие методы: повторный, интервальный и соревновательный. Первый применяется для совершенствования максимальной скорости благодаря передвижению в пространстве с около предельной, предельной и, наконец, -  с превышающей предел скоростью, достигнутой на тренировке.

Второй заключается том, что вначале до высокой степени быстроты доводится выполнение не всего упражнения, а отдельных его частей, длительность которых различна. В последующем эти части соединяются с сохранением высокой скорости.

И третий, когда упражнения выполняются с максимальной скоростью в условиях состязаний.

Выносливость и её развитие.

     Выносливость – способность человека продолжительное время выполнять работу на высоком функциональном уровне без снижения эффективности. Наиболее успешно развитие выносливости осуществляется с помощью циклических упражнений аэробного (интенсивного дыхательного) энергообеспечения. Таких, как продолжительный бег, кроссы, марш – броски, длительные передвижения на лыжах, плавание, гребля. Эти упражнения применяются для развития выносливости в различных режимах: - равномерном со средней и малой скоростью и, так же постепенным увеличением продолжительности тренировки; - повторном с применением однотипной по содержанию, объёму и интенсивности работы, прерывающейся для отдыха. В зависимости от темпа выполнения упражнений, повторный метод позволяет развивать как аэробные, так и анаэробные (без дыхательное энергообеспечение) возможности организма; - переменном характеризующимся изменением скорости выполнения работы от малой до большой; - интервальном содержащем различную по длительности работу, выполняемой в максимальном или околомаксимальном темпе с постепенным уменьшением интервалов; - соревновательном с выполнением упражнений в условиях состязаний; - круговом, заключающегося в трёхкратном выполнении комплекса из 8-12 физических упражнений, число повторений которых составляет 50% от максимального. По мере повышения выносливости время, затрачиваемое на каждый цикл уменьшается.

Ловкость и её развитие.

     Ловкость – это способность человека находчиво, своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникшей двигательной задачей. Ловкость отражает многие качества человека. Её развитие связано с повышением способности студента к выполнению сложнокоординированных движений, быстрому переключению с одних двигательных актов на другие и выработкой умения действовать наиболее целесообразно в соответствии с внезапно изменяющимися условиями или задачами.

     Для развития ловкости используются упражнения на гимнастических снарядах, прыжки и акробатические упражнения, спортивные игры, приёмы единоборств, прыжки в воду, спуски и повороты на лыжах.

     В целенаправленном развитии ловкости можно выделить три этапа: на первом координация и точность выполнения движений совершенствуется без заметного повышения скорости; на втором они доводятся до высокой степени совершенства при действиях в максимально быстром темпе; на третьем используются не в стандартных, в изменяющихся условиях.

      Для развития ловкости наиболее часто, помимо общих, применяются следующие методы: необычных двигательных заданий, ассиметричный, сенсорный.   

      Метод необычных двигательных заданий заключается в том, что обучаемые выполняют разнообразные неизвестные им ранее упражнения или уже освоенные, но в усложнённых условиях по внезапным командам. Таким образом, у них совершенствуется пластичность нервной системы, а следовательно, и способность быстро осваивать новые двигательные задания.

     Ассиметричный метод состоит в том, что при выполнении заданий используют те мышечные группы и звенья двигательного аппарата, которые обычно в этих движениях не играют активной роли. Например метание гранаты или ведение мяча в баскетболе левой рукой (для правши); отталкивание при прыжках не толчковой, а маховой ногой и т. д.

     Сенсорный метод  заключается в применении преподавателем дополнительной и срочной информации  в виде команд или сигналов для коррекции движений обучающихся и тем самым совершенствования их ловкости.

Гибкость и её развитие.

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой. Значительную роль в наличии гибкости у человека грает его наследственность, однако с возрастом её показатели демонстрируемые в детстве и юности быстро угасают. В тоже время люди выполняющие регулярно специальные физические упражнения поддерживающие это качество (например профессионалы балета) сохраняют его до преклонного возраста.

Гибкость  различают динамическую (в движении) и статическую (позволяющую сохранять позу или положение тела), активную (под действием собственных сил) и пассивную (под действием внешних сил).

Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. В связи с этим на гибкость оказывает влияние внешняя температура. Чтобы увеличить гибкость применяется предварительная разминка, массаж растягиваемых групп мышц и их напряжение непосредственно перед выполнением движения.

Более сильные физически люди менее гибки из-за высокого тонуса их мышц, в свою очередь очень гибкие люди меньше способны к проявлению скоростно-силовых качеств.

Тематика рефератов для студентов специального отделения и временно освобожденных от практических учебных занятий по физической культуре.

1.    Понятие о физической культуре и спорте.

2.    Двигательная активность и продолжительность жизни.

3.    Понятие о гипокинезии (гиподинамии) и её влияние на здоровье.

4.    Сила как двигательное качество и условия её тренировки.

5.    Быстрота как двигательное качество и условия её тренировки.

6.    Выносливость как двигательное качество и условия её тренировки.

7.    Ловкость как двигательное качество и условия её тренировки.

8.    Гибкость как двигательное качество и условия её тренировки и поддержания.

9.    Влияние физической тренировки на функциональные системы организма.

10.  «Работа» с позвоночником – путь к оздоровлению всего организма.

11.  Ритмическая гимнастика – одно из средств здорового образа жизни.

12.  Влияние физических упражнений на здоровье человека.

13.  Факторы развития болезней сердечно-сосудистой системы как образ жизни современника.

14.  Особенности двигательной активности в различных возрастных периодах.

15.  Физическая культура, как важный элемент образа жизни студентов.

16.  Здоровье студента и оздоровительный бег, как одно из средств его сохранения.

17.  Повышение физической работоспособности студента средствами атлетической гимнастики.

18.  Самостоятельные занятия как одно из средств повышения работоспособности  и укрепление здоровья студента.

19.  Гидроаэробика как новая форма оздоровительного плавания.

20.  Лечебная физкультура при нарушениях осанки.

21.  Лечебная физкультура при миопии.

 

 Требования к оформлению рефератов по физической культуре

Реферат должен быть представлен в печатном виде, объем 15-20 страниц (шрифт 12), в сброшюрованном виде (в папке-скоросшивателе или переплетен).

Напечатанный титульный лист включает:

1.    название учебного заведения,

2.    тему реферата (тема должна строго соответствовать перечню, т.е. учитывать диагноз/особенности состояния здоровья студента, указанные в справке медицинского осмотра),

3.    предмет, по которому написан реферат (материал реферата должен соответствовать учебной дисциплине, по которой реферат подготовлен),

4.    фамилия, имя, отчество студента, факультет, курс, группа 

5.    дату написания.

Реферат должен включать:

1.    оглавление,

2.    введение,

3.    основную часть по смысловым главам – в чем заключается причина и патогенез заболевания, анализ проблемы, почему противопоказаны занятия ОФП, в чем заключается особенности СФП, какие формы ЛФК рекомендованы и почему, какие иные средства, помимо ЛФК /диета и т.п./ необходимы для поддержания здоровья, 

4.    самостоятельную контрольную часть – результаты самоконтроля оздоровительных мероприятий,

5.    данные карты мониторинга здоровья,

6.    выводы

7.    список использованной литературы (если информация из интернета – обязательны ссылки на сайты).

Рефераты, оформленные с нарушением данных правил к рассмотрению преподавателем не принимаются.



Москва, ст.м. Войковская или
пл. "Красный Балтиец" Рижской ж.д.,
ул. Космонавта Волкова, д. 20

Тел.: +7 (495) 231-44-45
Факс: +7 (499) 159-17-27
info@mnepu.ru

Copyright © 1992-2015
Академия МНЭПУ
622

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Академия МНЭПУ" (НОУ ВПО "Академия МНЭПУ") – первое в России негосударственное высшее учебное заведение экологического профиля, которое реализует социально-экологические программы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.



 
 
 
 
 
 
Полезные статьи

Использование в Интернет-пространстве и СМИ текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации - страницу на сайте www.mnepu.ru
Все интерактивные материалы, представленная на сайте, являтся авторской собственностью. Использование их без согласия правообладателя запрещено.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER
Открыть промо-страничку
Мы в соцсетях:
Вакансии
Подписаться на новости
Добавить в: